... Иркутск
Доллар
Евро

Какими будут выборы?

41бол.jpg

Законодательное собрание Иркутской области на сессии 5 июня официально назначит досрочные выборы губернатора на воскресенье, 13 сентября. С этого времени начнется отсчет избирательной кампании. Это значит, что наш регион, как и два с лишним десятка других, ожидает жаркое политическое лето. И по всем приметам на выборах-2015 огромную роль сыграет административный ресурс, или, другими словами, использование нынешним главой и правительством региона своих должностных возможностей в целях борьбы с политическими конкурентами, разумеется, таких возможностей не имеющими.

Муниципальный фильтр: превратности метода

Согласно закону «О выборах губернатора Иркутской области», кандидата на эту должность могут выдвигать только политические партии, точнее — их региональные отделения. Между тем федеральное законодательство оставляет эту норму — только от партий или также самовыдвижением, через сбор подписей — на усмотрение каждого региона. У нас, несмотря на то, что операция «Зарезать по подписям» стала обязательным элементом иркутских выборов, региональная власть решила все же рисковать: только от партий.

Но куда важнее другое ограничение свободы выбора — так называемый муниципальный фильтр. Используя официальную терминологию, это процедура сбора подписей депутатов представительных органов (дум), а также глав администраций (мэров) муниципальных районов и городских округов региона в поддержку выдвижения кандидатов на должность губернатора. Необходимая квота (минимум) подписей составляет, на усмотрение каждого региона, от пяти до десяти процентов общего числа местных депутатов и мэров. В Иркутской области — по минимуму, пять процентов. Но все равно возникает простор для административных манипуляций.

Добавим сюда несколько деталей. Во-первых, в подписных листах должны быть представлены по меньшей мере три четверти муниципальных образований Иркутской области. Во-вторых, количество депутатов и мэров, подписавшихся за выдвижение одного кандидата, не должно превышать десяти процентов — сверх этой планки голоса все равно не засчитываются. В-третьих, каждый депутат/мэр может поддержать выдвижение только одного кандидата, что тоже весьма странно: выдвижение — это еще не голосование на выборах, и, поддерживая, условно выражаясь, Петрова, я могу быть не против участия в выборах и Сидорова, и Козлова. Ан нет, «фильтр» начеку...

Превратности метода очевидны. Используя муниципальный фильтр, можно запросто не допустить до губернаторских выборов, например, широко известную жителям Петербурга депутата Госдумы Оксану Дмитриеву, зато «накидать» в бюллетени пару-тройку технических кандидатов, как правило неведомых за пределами их квартир.

Не исключено (очень даже не исключено!), что в Иркутской области теперь вместо привычной операции «Зарезать по подписям» будет задействована операция «Зарезать фильтром». Разумеется, вне опасности оказывается только кандидат «Единой России», исполняющий обязанности губернатора Сергей Ерощенко. Количество местных депутатов от «ЕР», помноженное на мощный партийно-административный ресурс, гарантирует выдвижение «своего» и блокировку «чужого». У других партий, кроме КПРФ, нет необходимого числа местных депутатов. Да и коммунисты балансируют на грани — надави, и не соберут. Иной вопрос, будут ли давить настолько. Без кандидата от КПРФ губернаторские выборы окончательно превращаются, без преувеличения, в ублюдочное посмешище даже без намеков на реальную конкуренцию. К тому же у Сергея Левченко довольно много защитников на федеральном уровне. К тому же президент России и без того оказал губернатору Иркутской области настолько холодный прием, что запредельные художества на ниве административного ресурса могут окончательно рассорить Кремль с нынешним главой Прибайкалья.

Тем не менее у Сергея Ерощенко и его штаба и так хватает бонусов от муниципального фильтра. Даже если кандидат коммунистов преодолевает этот барьер, то осилить муниципальный фильтр хоть одному из дружественных Сергею Левченко кандидатов точно не дадут. И «всего делов-то» — жесткий приказ депутатам и мэрам ни в коем случае не подписываться за «несанкционированных» кандидатов. Операция под условным названием «Нагнуть муниципалов» отработана до мелочей по вопросам бюджета и собственности, так что перенести ее в политическую сферу — раз плюнуть.

Зато «своих» кандидатов, так сказать, неформально аффилированных с главным, можно пропустить через фильтр сколько душе угодно. Однако, чтобы не распылять внимание и голоса избирателей, а заодно и управление выборами, ограничатся максимум четырьмя. Двое — от парламентских партий (ЛДПР и «Справедливой России») и один-два от экзотически малых партий. Это возможно, если «Единая Россия» (читай: и. о. губернатора) поделится голосами депутатов. А раз поделится, значит, ясна и главная задача этого трио или квартета: критиковать — причем резко, наотмашь — реального противника (Сергея Левченко).

То, что не к лицу делать от своего имени кандидату «Единой России», за него сделают другие. Причем, на удивление, по всем ведущим СМИ, перед огромной аудиторией, колоссальными тиражами. На удивленный вопрос: «Откуда у них такие возможности?» имеется исчерпывающий ответ: «Оттуда».

Ну а «на закуску», в финале предвыборной гонки, те из кандидатов-спойлеров, что покрупнее (предположим, от «эсеров» и «жириновцев»), могут громогласно (и опять же по всем крупным СМИ) снять свои кандидатуры в пользу Единственно Достойного и призвать избирателей отдать за него голоса. А тем временем у Левченко, которому муниципальный фильтр, в отличие от экзотических кандидатов, покорится с большим трудом, не будет ни одного «младшего союзника» и, соответственно, ни миллиметра для политического маневра...

Сергей Ерощенко: ставка на административный ресурс

Впрочем, муниципальный фильтр, несмотря на свою значимость, лишь один из многих сюжетов кампании по досрочным выборам губернатора Иркутской области, которые состоятся через три с половиной месяца. В числе инструментов, которые гарантируют фактическое неравенство кандидатов, — досрочное голосование. Его на несколько лет отменяли, а затем вернули. Поэтому происходит удивительное, но закономерное — множество избирателей охватывает жажда обязательно голосовать, но они не могут это сделать в основной день выборов. И приезжают на избирательные участки... полными автобусами. Излишне говорить, кто и какими методами может организовать такой подвоз, а кто не в состоянии. И это тоже гримасы российских, в том числе иркутских, выборов.

Впрочем, правящий кандидат иногда особенно и не скрывает происходящее. Так, выступая на закрытом брифинге, устроенном 15 мая, исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко, согласно информации агентства «МК Байкал», заявил о намерении провести свою предвыборную кампанию «в обычном рабочем режиме, продолжая выполнять свои прямые полномочия, не отвлекаясь на саморекламу, политические интриги и провокации».

Как отметил Сергей Ерощенко, он не планирует разворачивать широкую предвыборную кампанию, поскольку своим главным преимуществом считает результаты, уже достигнутые им на посту губернатора, и то, что его команда доказала свою способность менять ситуацию в области к лучшему.

— Для нас предвыборная кампания пройдет в рабочей обстановке, поэтому каких-то особых подготовок не происходит, — сообщил и. о. губернатора. — У меня задача определенная, она была и остается одна — социально-политическая работа. И в этой работе ни я, ни правительство ни на секунду не будем останавливаться. Мы не обещаем, мы делаем то, что должны делать. Я любую минуту использую для общения с жителями, чтобы найти алгоритмы решения существующих в регионе проблем. Я верю, что, если я продолжу так работать, я получу поддержку жителей.

...Комментируя по просьбе нашего агентства слова Сергея Ерощенко, руководитель иркутского клуба молодых ученых «Альянс», кандидат политических наук Алексей Петров отметил, что «перед нами классический рисунок избирательной кампании за счет административного ресурса. Ничего нового, никаких импровизаций: „Я не болтаю, я делаю, а они только болтают“. Правда, делает за государственный счет, а такой возможности у других кандидатов пока нет в принципе. Так что это использование должностных полномочий в предвыборных целях».

— Но важнее даже другое, — подчеркнул эксперт. — Общество меняется, становится иным, чем 10 или 20 лет назад. Многих людей не устраивает, когда с ними общаются только через разрезание ленточки. Вот — приехал, нате вам больницу или школу — и уехал. А есть ли в школе учитель географии или физики, как у педагогов с зарплатой, как с учебным оборудованием, каков социальный климат в коллективе — это и многое другое ускользает от внимания главы региона. Не отвечает он и на вопрос, можно ли построить не хуже, но дешевле.

— И вообще, с людьми надо разговаривать — всегда и везде, — считает Алексей Петров. — Не хочу обижать селян, но в крупных городах, особенно в Иркутске, большинству избирателей мало «разрезания ленточки». Они хотят сократить дистанцию с властью, понимать смысл происходящих событий, обстановку в области, городе и тенденции ее развития. Так что как раз только административного ресурса может и не хватить для победы.

— Сергей Ерощенко чужд общественно-политической работы, это все же не его профиль, — считает политический обозреватель газеты «Байкальские вести» Юрий Пронин. — И не случайно ему ближе избирательная кампания в административном русле, с использованием преимуществ должностного статуса. Другие кандидаты, даже если могут работать во главе Иркутской области лучше, чем Ерощенко, сейчас в принципе не имеют возможности распоряжаться бюджетными средствами. Отсюда и заезженный сценарий предвыборной кампании и. о. губернатора: «Они говорят, а я делаю». Ничего нового, абсолютно деструктивно (по принципу «Против лома нет приема»), но до сих пор вводит в заблуждение часть избирателей.

— Увы, но для нынешнего главы области ее жители — не сограждане, а подданные, — отметил эксперт. — Философия, в общем, известная: я вам кое-что дам, а вы меня слушайтесь и ни о чем больше не спрашивайте. И как бы ни старались губернаторские политтехнологи, характер и мировоззрение их кандидата сильно скажутся на развитии предвыборной кампании.

Задачи разные, цель одна

Наверняка важным элементом административного ресурса будут технические кандидаты (по-иноземному — «спойлеры»), выставленные в интересах нынешнего губернатора (сейчас — врио губернатора). И, стоит напомнить, под опекой «Единой России» и губернаторского штаба на раз-два проскочившие «муниципальный фильтр», оказавшийся не под силу куда более известным, но, к их несчастью, нелояльным власти претендентам на губернаторскую должность.

Действуя в одних и тех же интересах, каждый спойлер получит свою задачу. Например, через избирательный фонд одного можно разместить в прессе материалы против реальных противников («черный пиар»). И впрямь, ну не от своего же имени станет заниматься «чернухой» Главный Кандидат? Другой будет действовать против оппозиции через судебные иски, придираясь к формальной стороне дела. Наконец, третий (или третья) — желательно с «пролетарской внешностью» и «рабоче-крестьянскими» манерами — станет лично, «с голоса», разоблачать в теле- и радиоэфире «красных олигархов-перевертышей, изменивших народным интересам».

«Не знаем и знать не хотим»

А в целом против смутьянов, все же одолевших «муниципальный фильтр», будет задействован отработанный комплекс рутинно-административных мер. Это, прежде всего, создание и поддержание информационного вакуума вокруг главного противника. То есть в действие вступает «стоп-лист»: СМИ не берут публикации, даже оплаченные из фонда оппозиционного кандидата. А в бесплатном формате предусмотрены относительно небольшие печатные площади и не всегда в изданиях, имеющих широкую аудиторию. Плюс вас поставят странице этак на десятой, между парой-тройкой кандидатов-спойлеров. Разумеется, у кандидата от партии власти подобных проблем не возникает. Формальности соблюдены — а на практике издевательство, как, впрочем, почти по всем направлениям губернаторских выборов.

Второй аспект административного ресурса: блокировка встреч противника с большими группами избирателей. Вот захочет, например, Сергей Владимирович Ерощенко встретиться с коллективом того или иного вуза — наверняка проблем не будет, соберется полная аудитория студентов и преподавателей. А если захочет с коллективами врачей, учителей или библиотекарей? Всегда пожалуйста. Ну а — страшно вымолвить — с полицейскими, пожарными или военнослужащими? В лучшем виде.

А если пожелает конкурент? Ну, скажем, Сергей Георгиевич Левченко. Очень хотелось бы верить, что в университетах и академиях все же найдутся свободные помещения. А студенты и преподаватели не будут все как один на занятиях, от которых, разумеется, невозможно оторваться. И у врачей, учителей и полицейских тоже найдется время. Однако вероятность благоприятного исхода для неугодного власти кандидата ничтожно мала. Скорее всего, будут выдуманы разнообразные предлоги, чтобы такие встречи не состоялись: «по техническим причинам», «срочный ремонт», «закрыто на учет», «нет электричества», «уехали в командировку», «ушли в отпуск», «затопило», «сломалось» и т. д. и т. п.

Впрочем, иногда бывает даже «в лоб», без околичностей. К примеру, пять лет назад тогдашний ректор Иркутского госуниверситета ответил на просьбу оппозиционного кандидата в мэры Иркутска Виктора Кондрашова организовать встречу с коллективом по-солдатски прямо: мы встречаемся только с кандидатом, которого поддерживают губернатор и «Единая Россия». И то — не стал уважаемый профессор кривить душой и выдумывать небылицы. Сказал честно, как на духу, за весь коллектив из нескольких тысяч человек: других не знаем и знать не хотим...

Вездесущ и многолик

Наконец, третья составная часть административного ресурса в ходе агитационной кампании — «черный пиар». Этот жанр на самом деле не топорный, а очень даже филигранный. Как уже говорилось, надо, чтобы «наезд» был не от имени действующей власти и ее кандидата. Она будет как бы ни при чем и как бы в стороне. Говорить, точнее, «транслировать голос народа» будут кандидаты-спойлеры. Благо «муниципальный фильтр» дает большие возможности зарегистрировать сразу несколько таких кандидатов — на разный вкус и под разные амплуа. А заодно не дать обрести реальному противнику кандидатов-союзников.

Вообще, административный ресурс настолько вездесущ и многолик, что заслуживает отдельного разговора и даже исследования. Это и пропаганда в пользу Известно Какого Кандидата по основным телеканалам под видом новостей в информационной программе в наиболее смотрибельное время (прайм-тайм). И, что немаловажно, либо на финансово льготных основаниях, либо бесплатно, точнее — за счет бюджета. А другие кандидаты — пожалуйста, дебатируйте между собой (без Известно Какого Кандидата) в шесть часов утра в специальной программе, посвященной выборам. Тут вам и «сетка» агитаторов, тесно привязанная к избирательным округам по выборам городских депутатов. Здесь и библиотеки, больницы, музеи, срочно закрытые по «техническим причинам» именно в то время, когда у их коллективов все-таки были назначены (упущение!) встречи с «не тем» кандидатом. Это и изъятие силами коммунальных работников «не тех» газет и листовок из почтовых ящиков в подъездах — как будто не существует неприкосновенности частной жизни, ведь с таким же успехом можно изъять и любое иное содержимое. Это и подчас «рваный ритм» работы правоохранительных органов: когда появляются замечания к оппозиции, они буквально «роют землю», но если претензии адресованы Главному Кандидату или его союзникам, то действуют со скоростью черепахи, а то и вообще «дают по тормозам». Это и чрезвычайное усердие некоторых мэров, бегущих «впереди паровоза», — а вдруг губернатор разгневается за недостаточно рьяное исполнение верховной воли?

Иркутск — дело тонкое

Особая проблема для губернаторского штаба — избиратели крупных городов, особенно региональной столицы. Найти с ними общий язык, особенно в стилистике Сергея Ерощенко, чрезвычайно сложно. Поэтому в Иркутске будет сделана ставка на снижение явки, на отсутствие агитационного внимания к выборам. Даже настроения типа «за нас все решили», «в этих выборах нет смысла», «голосуй не голосуй, результат готов заранее» на руку губернаторскому штабу. А чем ниже процент явки на выборы, тем больше в числе голосующих доля избирателей-бюджетников, политический статус которых можно определить как «полукрепостные XXI века». Глядишь, через неусыпный учет и контроль (он же — административный ресурс) удастся худо-бедно подтянуть результат и в областном центре. Но основой, прочным фундаментом победы Сергея Ерощенко должна стать периферия — малые города и сельские районы, где возможности административного ресурса практически неограниченны.

На критику, замечания и на их основе предложения в свой адрес вполне можно назвать тех, кто критикует и предлагает, «стервятниками», «политическими спекулянтами», «разрушителями». Таким образом, делается попытка решить сразу три задачи. Первая: возвысить себя в глазах избирателей, представ эффективным и конструктивным. Вторая: принизить конкурентов, навесив на них пропагандистские ярлыки. Мол, если они разрушители, то чего с ними разговаривать. Третья и, пожалуй, главная: уйти от разговора по существу, тем более что вопросов, на которые нет убедительных ответов, становится все больше. А так — проще простого: сказано вам — это стервятники, вот и весь разговор. Прием, кстати, давний, но к выборам его, словно шубу, побитую молью, достают из чулана, отряхивают, прихорашивают и выдают за обнову.

Конечно, заявления и призывы — это уже не столько административный ресурс, сколько обычные уловки предвыборной кампании, в которых нет ничего предосудительного. Вроде бы нет. Точнее, во многих других странах — нет. А у нас агитационные «завлекалки» кандидата от власти опираются, как уже сказано, на мощь административного ресурса. Поэтому все равно выходит как всегда: одних слышно даже из утюга, другим крепко заткнули рот.

«Но как без них прожить — а ну скажи, скажи...»

Подчас можно слышать прагматично-циничное мнение: мол, да, в теории вы правы, но на практике, в жизни, в нашей современной российской жизни, отказ от административного ресурса (так же, как и, например, отказ от коррупции) просто остановит нашу жизнь. Решение многих проблем не только в государственном управлении или бизнесе, но и в частной жизни, в быту будет просто заблокировано, если не дать «на лапу» — хотя бы и по мелочи. Не только олигархи или зажиточные люди, но даже весь средний слой — у кого хоть чуть-чуть есть денег, кроме как на хлеб и молоко — привык «разрулить по-быстрому», чем «долго париться и все равно не решить».

Печально, но это так. Однако еще печальнее другое: вместо того, чтобы пусть и медленно, по чайной ложке, но неуклонно, последовательно уходить от административного ресурса, мы наблюдаем обратную тенденцию. За последние двадцать и особенно десять лет административно-коррупционный пресс заметно усилился. Иными словами, вместо прогресса мы видим регресс.


Яндекс.Метрика