... Иркутск
Доллар
Евро

Выборы прошли. Что дальше?

Огромный объем подробной статистики и разноречивых комментариев в связи с выборами в Законодательное собрание Иркутской области все же оставляет незыблемыми как минимум два вывода. Первый: «Единая Россия», чуть потеряв по сравнению с выборами в иркутское ЗС 2008 года, все же прочно удерживает большинство в областном парламенте. Это расходится с бравурными заверениями некоторых из местных партийных лидеров (например, первого секретаря обкома КПРФ, депутата Госдумы Сергея Левченко) о намерении выиграть у «Единой России» — во всяком случае, по партийным спискам. Кроме того, у «Единой России» в Прибайкалье налицо прирост процента поддержки в сравнении с выборами в Госдуму 2011 года — те выборы, правда, были другого уровня, но психологический эффект все же налицо.

Второй вывод: оппозиция и полуоппозиция чуть прибавили, при этом пройдя переформатирование (место «Справедливой России» заняла «Гражданская платформа»). В то же время это «чуть» выражает сущность ситуации — коренного перелома в общественно-политической жизни не произошло. «Единая Россия» сохранилась на плаву, а избиратели не побежали гурьбой голосовать за оппозицию. Однако при этом крупные города подтвердили наличие мощных протестных настроений, противопоставив себя в этом смысле малым городам и сельским населенным пунктам. По существу, на противоположном от «Единой России» фланге произошло только два заметных события: фрагментарное (например, в Иркутской области) усиление «Гражданской платформы» и продолжение снижения явки избирателей на выборы.

Политика, выплеснувшись 8 сентября за пределы коридоров власти и партийных офисов и найдя отклик лишь у четверти избирателей Прибайкалья (а в крупных городах — менее чем у 20 процентов), возвращается в прежнее русло. Начальный этап «нового затишья» — распределение должностей в Законодательном собрании. В принципе у «Единой России» и стоящего за ней губернатора Сергея Ерощенко есть возможности «забрать себе всё» — используя большинство в две трети депутатов, включить на установочной сессии ЗС 25 сентября «машину для голосования» и провести представителей «ЕР» на все без исключения руководящие посты в «ЕР». Вместе с тем такой подход означал бы полное игнорирование точки зрения избирателей, голосовавших не за «Единую Россию», отказ от хотя бы минимального делегирования ответственности за происходящие в области события на малые партии. Отказ от приглашения «малышей» к сотрудничеству неминуемо ведет к радикализации парламентской оппозиции, к ее прочному переходу на непримиримое отношение к «ЕР» . Такой подход, будучи недальновидным в принципе, несет в себе дополнительные риски в случае ухудшения экономической конъюнктуры. Такая тенденция вполне возможна, а потому в «Единой России» и правительстве области все же возобладал конструктивный подход, хотя и в строго ограниченных масштабах.

Скромные предложения, которые «Единая Россия» сделала другим фракциям в рамках переговоров о пакетном соглашении, свидетельствуют, во-первых, о жесткости позиции «ЕР» и, во-вторых, о символичности (точнее — симулятивности) межпартийного диалога. Максимум, на что может пойти региональное руководство «Единой России» (и, конечно, руководство области), — это последовать тезису, недавно озвученному главой президентской администрации Вячеславом Володиным: «Надо быть мягче с оппозицией, где-то она может даже добиться ограниченных, локальных успехов, но смена власти и вашими подходами пока не предусмотрена». Эти слова вполне можно интерпретировать как приверженность модели «управляемой (или суверенной) демократии». В случае, если политические успехи оппозиции станут угрожать существующему статус-кво, со стороны власти могут быть включены неполитические способы парирования такой опасности — административный ресурс во множестве вариантов и проявлений.

Но даже декларация Володина не вполне усвоена на местах, тем более что реального содержания в ней не больше, чем пиара в целях погасить критику как внутри страны, так и за рубежом. Поэтому на практике любое пакетное соглашение, даже в иркутском варианте, когда налицо «миролюбие с позиции силы», заслуживает рассмотрения, а не критики с порога. Тем более что межфракционные переговоры сопровождаются некоторыми, хотя и весьма ограниченными, перестановками во фракции «ЕР». В значительной степени эти перестановки отражают точку зрения губернатора Сергея Ерощенко. Вместе с тем рост числа недовольных своим статусом создает почву для эрозии внутри фракции «Единая Россия» в ЗС и в руководстве ИРО «ЕР». Внутренняя оппозиция, особенно в случае экономических сбоев, имеет некоторый ресурс для усиления своих позиций. При этом не исключены ее альянсы по тем или иным вопросам с какими-то из малых партий. Поэтому квалифицированное большинство «ЕР» в ЗС само по себе еще не гарантирует руководителей региона от элементов политической нестабильности и даже от полномасштабного политического кризиса.

Ситуация в этом отношении во многом прояснится примерно к весне 2014 года. В течение этого времени губернатор и правительство области должны решить несколько задач в социально-экономической и общественно-политической сферах, в том числе подготовиться к муниципальным выборам сентября 2014 года, включая выборы депутатов городской думы Иркутска. Обстановка на этих направлениях является непростой. Так, например, лозунг «второй индустриализации Прибайкалья» еще не получил достаточного сопровождения. Поэтому сохраняется вероятность его пробуксовки, а для успешной реализации проекта нужны, без преувеличения, сверхусилия. Но их тоже будет недостаточно в случае неблагоприятных тенденций в мировой экономической конъюнктуре.

Одним из первых крупных вопросов, которые рассмотрит Законодательное собрание второго созыва, будет законопроект об областном бюджете на 2014 год. С одной стороны, промышленные и аграрные предприятия региона получают некоторые льготы в форме замораживания тарифов естественных монополий (электрическая и тепловая энергия, газ, железнодорожные перевозки). С другой стороны, состояние финансовых рынков и мировая конъюнктура сырьевых цен не вполне благоприятны. К примеру, в ближайшие недели компания «Русал» сократит производство алюминия по сибирским предприятиям в годовом исчислении сразу на 300 тыс. тонн, т. е. на объем производства, скажем, Иркутского алюминиевого завода (ИркАЗа). Планы по строительству и эксплуатации Богучанского и Тайшетского алюминиевых заводов откладываются на неопределенный срок. Отодвигается в далекое будущее и запуск в эксплуатацию новой (пятой) очереди ИркАЗа, которая должна работать на экологически современной технологии обожженных анодов. В то же время, по имеющимся сведениям, бывшие собственники ИркАЗа (компания СУАЛ, включая тогдашнего гендиректора завода Игоря Гринберга) продали завод с учетом наличия пятой очереди. Следует отметить, что строительством так и не запущенной пятой очереди ИркАЗа руководил нынешний секретарь политсовета ИРО партии «Единая Россия».

Разумеется, сейчас речь идет о высвобождении части персонала алюминиевых заводов. Кроме того, реализация разрекламированного проекта по строительству завода черной металлургии в Черемхово (под руководством опять же Игоря Гринберга) требует значительных инвестиций и организационных усилий и уж, во всяком случае, еще далека от полного и успешного завершения.

К 1 октября (на месяц раньше первоначально намеченного срока) прекращает производственную деятельность Байкальский ЦБК. Давно назревавшее событие, финансирование социальных и экологических издержек которого вполне по силам государственному бюджету, произойдет, однако, в ситуации слабой готовности альтернативных источников занятости. Надо признать, что большой запас времени был истрачен нерационально. В то же время сама по себе остановка производства может подтолкнуть развитие Байкальска по другим направлениям.

Кроме того, далеко не очевидны экономические плюсы реформы электроэнергетики, ее расщепления на несколько частей по основному профилю деятельности. Иркутскэнерго в этом отношении не является исключением. Все же в этой сфере (как и в сфере некоторых других государственных монополий) баланс интересов смещен в сторону от государственных, общенациональных нужд. Одним из проявлений неэффективности реализованных реформ стало увеличение, а не уменьшение числа разного рода посредников в цепочке генерации, транспортировки (доставки) и сбыта.

Сказанное — лишь фрагменты, подчеркивающие сложность, неоднозначность социально-экономической ситуации в регионе. В 2014 году правительству Сергея Ерощенко, чтобы обеспечить стабильное, устойчивое, а тем более, поступательное развитие региональной экономики, придется решать серьезные задачи. В настоящее время сохраняется вероятность как в целом успешной, так и негативной, регрессивной траектории Иркутской области.

Политическое обеспечение регионального менеджмента требует смелых, нестандартных, но глубоко продуманных, обоснованных действий. Одним из вариантов «игры на обострение» является совмещение в сентябре 2014 года выборов губернатора и депутатов местных дум (включая думу Иркутска). Нельзя полностью исключить и проведение в сентябре 2014 года досрочных выборов мэра областного центра. Будет ли реализован такой сценарий, зависит от многих факторов — в том числе от психологической готовности руководства области к подобным шагам.

Еще одним обстоятельством, которое должно учитывать областное руководство, является сильный разрыв в общественно-политических настроениях между крупными городами и остальными населенными пунктами Прибайкалья. Продолжение ориентации в таких условиях на запросы исключительно «глубинки» могут привести к политической дестабилизации и дальнейшему сужению опоры областного правительства среди городского (т. е. во многом уже постиндустриального) населения. Добиться в таких условиях серьезного продвижения в региональном развитии не представляется возможным.


Яндекс.Метрика