... Иркутск
Доллар
Евро

Централизация, сепаратизм и грядущие выборы

«Вертикаль власти» стала одним из важнейших элементов в политической системе современной России, рычагом, с помощью которого руководство страны решает или пытается решать практически все проблемы. Однако итоги последних 15 лет неоднозначны, они дают много оснований считать централизацию власти чрезмерной, а Российское государство образца 2013 года унитарным, а не федеративным, несмотря на нормы Конституции. Потеряв большую часть налоговых поступлений, территории лишились возможности полноценно обустраивать свою жизнь на многих направлениях, включая образование, здравоохранение, культуру.

Вместо оперативного решения местных проблем мэрам районов и городов приходится тратить огромные усилия на длительные согласования каждого шага с многочисленными ведомствами. Такая централизация напоминает динозавра — пока ползет нервный сигнал от туловища до головы и обратно, бедняге за это время успевают хвост откусить.

В прошлом и в начале нынешнего года были опубликованы результаты опросов, проведенные в Иркутске рейтинговым агентством «Кто есть Кто». В первом опросе изучалось мнение людей об уровнях и ветвях власти, которые в состоянии решить их главные проблемы. Чаще всего называли президента России, затем федеральное правительство, потом губернатора области, Государственную думу РФ. И только два процента отметили Законодательное собрание Иркутской области. Второй опрос касался того, чем сейчас является Иркутская область. Почти половина (45,7 процента) ответили — «Колонией Москвы», только треть (33,9 процента) — «Равноправной частью России». Третье место занял ответ «Колонией Китая» — так считают 12,1 процента опрошенных.

Какая связь между двумя этими исследованиями? Прямая. Она в том, что мы — жители Прибайкалья и Сибири в целом — оказались в положении «бедных родственников» у непрерывно богатеющей Москвы, во многом виновато бездействие сразу трех созывов областного парламента. Ведь любые законы, принимаемые в столице, безропотно штамповались здесь, не вызывая ни малейших возражений умудренных иркутских политиков. Это вообще характерная черта областного парламента 2008–2013 годов, когда его возглавляла Людмила Берлина, а фракция «Единая Россия» имела абсолютное большинство. А раз такая арифметика, то и спрос только с «Единой России». И обсуждение того, что сделано («разбор полетов»), куда продуктивнее очередных «светлых далей» то ли 2020-го, то ли 2030 года, которые уже успели нарисовать представители «ЕР».

Не место красит человека, а человек место. Если депутаты без боя сдавали позиции, стоит ли удивляться потере значения в глазах людей такого важного государственного органа, как региональное Законодательное собрание? Мы с гордостью любим повторять, сколь щедро природа одарила недра Иркутской области «всей таблицей Менделеева». Но в то же время зарплата врачей и учителей, рабочих и служащих, живущих в Иркутской области, меньше в несколько раз, чем у их столичных коллег. А ведь в Москве нет ни одной нефтяной скважины, алюминиевого завода, да и золото моют в наших, бодайбинских горах.

Еще не все забыли времена первого губернатора Иркутской области Юрия Ножикова. Его заслуженно ставят в пример всем следующим руководителям региона. Но сила Ножикова была не только в личной честности и несгибаемости. Рядом с ним трудился не менее принципиальный человек, имя которого, к сожалению, уходит в забвение, — это первый председатель Законодательного собрания области Иван Зелент. Конечно, образ Ивана Зигмундовича был не столь ярким, как у Юрия Абрамовича, однако председатель ЗС хоть и «тихой сапой», но всегда действовал в одном русле с губернатором. Вместе Ножиков и Зелент эффективно отстаивали права региона и его жителей.

После Ножикова и Зелента мы лишь теряли свои права, полномочия, средства, а с ними — возможность развиваться. Из рук области ушел фантастически лакомый пакет акций Иркутскэнерго, независимости которой от РАО ЕЭС столь блестяще добилась команда Ножикова. Но сейчас, похоже, наступил предел, и судя по последним поручениям президента и главы правительства России, верховная власть поняла, что без восстановления сильных регионов и самодостаточных муниципалитетов она может оказаться в положении того самого динозавра. Правда, «задний ход» не будет, видимо, столь решительным и последовательным, как централизация начала 2000-х годов, жестко ассоциируемая с президентом Владимиром Путиным.

Обнадеживает, что у руля власти Прибайкалья оказался такой энергичный человек, как Сергей Ерощенко, а для возвращения средств на места уже сделан очень важный шаг. Подписаны соглашения о социально-экономическом партнерстве с руководителями крупнейших предприятий: с ОАО «РЖД», ОАО «НПК «Иркут» (собственник Иркутского авиазавода), ОАО «Газпром», ОК «РУСАЛ», «Полюс «Золото», АФК «Система». Характер этих соглашений таков, что значительную часть средств (свыше миллиарда рублей), которые миновали бюджет области, эти предприятия стали вкладывать в развитие территории — в строительство дворцов спорта, школ, больниц. Причем не через непрозрачные фонды, а напрямую, с возможностью контроля над тем, чтобы каждый выделенный рубль дошел без потерь, не исчез в карманах чиновников и подрядчиков.

Почин губернатора Ерощенко во многом повторяет добрую практику шефства советских времен. И он отчасти сглаживает недостатки федерального налогового кодекса. Но эти соглашения все же основаны на личном авторитете губернатора и подходе федеральных властей, ставших более благожелательными к нашим проблемам. Для закрепления же позиций Прибайкалья Сергею Ерощенко необходима такая опора, как прямая заинтересованность депутатов Законодательного собрания. Ведь соглашение — лишь добрая воля. Сегодня она есть, но будет ли завтра? А закон — уже обязанность, которой нельзя пренебречь, если вдруг задача извлечения прибыли акционеров начнет перевешивать «социальную ответственность».

Как говорили классики, «бытие определяет сознание». Жизненный опыт многое значит в позиции людей. Какими бы профессионалами ни были губернаторы-«варяги», на все ключевые посты они все предпочитали ставить таких же министров-«варягов». И министры, вместо того чтобы сразу приняться за дело, месяцами изучали Иркутскую область. Пришел свой, местный губернатор — и в правительстве работают местные. Причем именно работают, а не выясняют: чем Усть-Орда отличается от Усть-Уды и почему Иркутский алюминиевый завод находится не в Иркутске, а в Шелехове? Так же и в Заксобрании. Там было немало «эффективных менеджеров» от крупных корпораций. Ну и где они? Пролоббировав нужный акционерам закон, при первой же возможности перебирались в Москву, по существу забыв об избирателях и территории, интересы которых они обязаны представлять.

Опросы, проведенные агентством «Кто есть Кто», говорят о том, что сформирован массовый запрос на повышение экономической и даже политической самостоятельности Иркутской области и других регионов Сибири в рамках Российской Федерации. Так, на вопрос «Если бы в Иркутской области возникло движение за повышение экономического и политического статуса Иркутской области (Сибири), как бы Вы к нему отнеслись?» 60,7 процента выбрали ответ «Поддержал бы, но не вступал лично», а еще 13,3 процента вступили бы в такое движение. Только 3,6 процента выступили бы против. Остальная доля опрошенных либо относится к этой теме безразлично, либо затруднилась с ответом.

Более половины (50,5 процента) опрошенных жителей Иркутска на вопрос «Как Вы относитесь к возможности перераспределения налогов из федерального центра в пользу регионов?» ответили, что «это необходимо и возможно». Вдвое меньшая аудитория — 26,8 процента — полагает, что «это необходимо, но нереально».

Настрой в пользу умеренных, но все же ощутимых перемен ощутим и при ответе на вопрос «Как Вы относитесь к выборам губернатора?». Большинство — 54,2 процента — считает, что «выборы губернатора должны быть прямыми, без президентских и муниципальных фильтров». Ни один из остальных вариантов («президентский и муниципальный фильтры необходимы», правильным является «наделение полномочиями губернатора Законодательным собранием региона по представлению президента РФ», «когда губернатора выбирает исключительно Законодательное собрание региона» или «губернатора прямо назначает президент РФ») не набрал 10 процентов голосов. Следует отметить, что отмена прямых и без предварительных барьеров выборов губернаторов — единственная из крупных реформ президента Владимира Путина в политической сфере, которая за все годы ее реализации так и не получила поддержку большинства избирателей, несмотря на массированную агитацию («промывание мозгов») в официозных СМИ.

А что если изменений не будет? Опросы агентства «Кто есть Кто» зафиксировали и существование тревожных, хотя и вполне объяснимых тенденций. Иркутянам был задан вопрос: «Если бы в Иркутской области возникло движение за отделение Иркутской области (Сибири), как бы Вы к нему отнеслись?». Наибольшее число опрошенных — 46,9 процента — выступило бы против такой инициативы. Но это уже не абсолютное большинство. Ответ «поддержал бы, но не вступал лично» предпочли 17,1 процента, еще 10,4 процента вступили бы в такое движение. Таким образом, идеи сепаратизма (выхода Сибири из Российской Федерации) в той или иной степени поддерживает более четверти иркутян. Не исключено, что при сохранении «колониального статус-кво» сепаратистские настроения будут усиливаться.

Новым депутатам предстоит без лишних слов, шаг за шагом возвращать утраченные когда-то права, прежде всего — наше право на достойную жизнь. Смогут ли? Ответ в решающей степени зависит от того, каким будет новый состав Законодательного собрания Иркутской области, избранный 8 сентября. Если расклад политических сил останется прежним, то вряд ли. Если изменится и правящая партия наконец-то потеряет большинство хотя бы в масштабах Прибайкалья, то шансы на улучшение ситуации значительно вырастут.

Максим Зимин, Юрий Пронин, специально для ИА «Альтаир»


Яндекс.Метрика