... Иркутск
Доллар
Евро

Губернатор сохранил преимущество

epicenter.jpg

Полномочия главы региона позволяют ему занимать ключевое место, по существу – доминировать в местной политике. Но далеко не всем руководителям (и не всегда) удается эффективно реализовать свои полномочия, сохранив тем самым преимущество перед другими участниками политического процесса. Много примеров, когда, казалось бы, всемогущий правитель теряет контроль над событиями. Губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко удается в целом решать задачу удержания лидерства. Послание главы Прибайкалья Законодательному собранию, которое он озвучил 30 января, подтверждает такой вывод. По большому счету, Сергей Ерощенко первым из ведущих политиков региона открыл политический год после новогодних каникул, сразу же захватив инициативу. Более того, сделана заявка на более эффективное и более очевидное, бесспорное лидерство в сравнении с практикой 2013 года.  

Сама атмосфера, в которой губернатор обратился к провинциальному активу, способствовала решению поставленных задач. Достаточно высокое — 32–34-е — место в интегрированном рейтинге эффективности руководителей российских регионов, опубликованном за три дня до обнародования послания, укрепило публичный и функциональный (внутри властных механизмов) статус иркутского губернатора. При этом надо иметь в виду, что упомянутый рейтинг несколько отличается от многих ему подобных – на этот раз к его составлению имела отношение администрация президента РФ. Соответственно, влияние новой «табели о рангах» на действия руководства страны будет больше, чем обычно.

По ряду показателей социально-экономического развития (часть из них озвучена в послании) Иркутская область вышла в верхнюю часть списка регионов Сибирского федерального округа (СФО). Успешно выполнена главная политическая задача 2013 года – сформирован новый, в основном лояльный, состав Законодательного собрания (ЗС). Удалось приглушить острые конфликты в руководстве муниципалитетов Братска, Ангарска, Усолья-Сибирского.

Следует отметить стилистические особенности губернаторского выступления. Они имеют не только содержательное, но и психологическое значение, отражая как настрой руководство области и посылая соответствующие импульсы аудитории. Одна из особенностей в том, что текст нынешнего послания отличается конкретикой, здесь мало общих слов. Это контрастирует с обращениями некоторых из предшественников Сергея Ерощенко в губернаторской должности.

Другая особенность – динамичность, энергичность послания. Оно построено не по классически-отраслевому, а по проблемному принципу. Каждому из аспектов уделяется по несколько минут – ясно, о чем хотел сказать глава региона, но нет затягивания, потери темпа, непропорциональной раздутости отдельных сюжетов.            

Тональность и содержание послания выдержаны в наступательном ключе. Отсутствуют лишние элементы, фразы выстроены по схеме «проблема – ее причины – способы и сроки решения». Создается ощущение, что губернатор руководствуется девизом Юлия Цезаря «Пришел, увидел, победил». Вместе с тем на этом направлении сильная сторона соседствует с недостатками. Возможно, в послании слишком много сюжетов, слишком много «главных задач».  С одной стороны, стремление сказать обо всех крупных проблемах объяснимо. Тем более что, согласно чиновничьему восприятию, если  о чем-то не сказано, значит, эта тема является второстепенной. С другой стороны, слишком большое число приоритетов снижает их восприятие. Особенно, если каждое из многих направлений сопровождается весьма смелыми заявлениями и инициативами. Быть может, лучше было сказать, что направления, не попавшие в послание, тоже являются важными (и даже перечислить их), но применительно к 2014 году наиболее актуальны 3–4 темы, и вот их уже раскрыть подробно.

В целом послание оставляет хорошее впечатление. Показательно, что категорической, разгромной, «зубодробительной» критики не слышно ни от одной из значимых политических сил. Резонанс получился широким и, по преобладающим оценкам, позитивным. Однако основная претензия следует как раз из позитивных сторон, о которых сказано выше. Формулируя задачи, которые необходимо решить в определенные сроки, губернатор установил очень высокую планку. Очевидно, что выполнение не только всех, но даже большинства намеченных планов, требует очень больших усилий и, несомненно, станет значительным успехом в развитии Иркутской области. Без преувеличения, начинается новый отсчет времени «от обещаний к их исполнению», и теперь его актуальность выше, чем прежде.    

Несмотря на сохранение политического преимущества, Сергей Ерощенко все же сталкивается с серьезными вызовами. Первый же «сигнал неповиновения» прозвучал уже на следующий день, 31 января. 8 депутатов городской думы Братска сложили полномочия, сделав думу  нелегитимной. Таким образом, вопрос о введении прямых выборов мэра откладывается до осени 2014 года, когда после выборов будет сформирован новый состав думы. Оператор депутатских действий, известный предприниматель Александр Гаськов исходит из того, что областное руководство, не имея сильного кандидата в мэры Братска, вряд ли окажет серьезное сопротивление таким шагам. В этой ситуации губернатору предстоит ответить на принципиальный вопрос: зависит ли его точка зрения, что мэр Братска должен избираться прямым голосованием от того, есть ли проходная кандидатура у партии «Единая Россия»? Если зависит, то у Гаськова остается большое пространство для политического маневрирования.    

Ряд экспертов отмечает важность заявления губернатора о  создании Уставного суда Иркутской области. Эта инициатива может серьезно повлиять на политическую ситуацию в Прибайкалье. Так, новый орган судебной власти можно будет использовать как инструмент правового воздействия на политические конфликты в руководстве крупных городов. В 1990-е годы, при губернаторе Юрии Ножикове существовала похожая структура — Уставная палата Иркутской области. Однако затем ее упразднили. Теперь приходит «второе дыхание».

Заместитель губернатора Виктор Игнатенко, комментируя послание, разъяснил ряду информационных агентств возможную роль Уставного суда, за учреждение которого он выступает давно: «У нас устав Иркутской области – это основной для региона закон, наша конституция, а механизма его защиты нет, не предусмотрена ответственность за его нарушение. Это недопустимо. Не должно быть областей государственной деятельности, которые бы находились вне зоны судебного контроля. А создание Уставного суда позволит взять под контроль именно выполнение всеми должностными лицами норм регионального устава. Для граждан, особенно бизнесменов и предпринимателей, такой суд позволит обрести дополнительное средство защиты их законных прав и интересов. Сегодня порядка 32-35 субъектов РФ имеют аналогичные конституционные уставные суды. В Свердловской области уставному суду уже более 15 лет. Анализ практики их деятельности показывает, что это очень эффективное средство защиты прав граждан и региональных законов. Вот говорят «Зачем нужен уставной суд, если есть суд Иркутской области?». На это могу ответить: у них разная компетенция. Областной суд рассматривает соответствие нормативных актов федеральным законам. Однако ни один суд не рассматривает случаи, когда нарушается Устав Иркутской области.

Уставный суд будет одной из серьезных гарантий соблюдения закона всеми государственными органами и должностными лицами области. Что касается вышестоящей инстанции, то решения Уставного суда можно будет обжаловать в Конституционном суде.

В компетенцию Уставного суда также входит правовое регулирование споров между исполнительной и законодательной ветвями власти области, нарушений уставов муниципальных образований, конфликтов между органами местного самоуправления и региональной власти и ряд других функций. Кроме того, важно, чтобы соблюдался принцип разделения ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную. А в Иркутской области разделение только на исполнительную и законодательную власть. И это не в полной мере соответствует Конституции РФ. Должен быть баланс властей, а конфликты между ветвями власти должны разрешаться цивилизованным образом в правовом поле. Ответственность предусматривается конституционно-правовая. И чтобы механизмы этой ответственности заработали, нужно решение соответствующего суда.

Допустим, если глава муниципального образования, мэр не выполняет решение Уставного суда в течение двух месяцев – он отстраняется от должности. Если представительный орган (дума) муниципального образования не выполняет решение суда в течение шести месяцев, он подлежит роспуску. В Уголовном кодексе РФ есть статья 315 — за злостное неисполнение решений суда. Если должностное лицо не исполняет судебное требование — на него накладывается уголовная ответственность. И пусть он получит, скажем, три года условно – зато навсегда простится со своими властными полномочиями. Поэтому учреждение Уставного суда – это дополнительный рычаг для соблюдения законности должностными лицами и органами власти.

Кому может не понравиться введение Уставного суда? Тем, кто свои личные или корпоративные интересы ставит выше закона, тем, кто победил на выборах и забыл о своих обещаниях избирателям, тем, кто не принимает важных для жителей решений. Все мы знаем, что за последнее время в регионе у нас случались инциденты, для лечения которых требуется такое лекарство».

По словам Виктора Игнатенко, проект закона о соответствующих поправках в устав Иркутской области готов и в первой декаде февраля неделю он будет внесен в ЗС. Заместитель губернатора выразил надежду, что уже в апреле поправки будут приняты региональным парламентом. Вслед за этим необходимо принять Закон об Уставном суде. С учетом рассмотрения его в трех чтениях, на это потребуется еще несколько месяцев. Затем депутаты ЗС должны предусмотреть расходы на новую структуру в бюджете области. Поэтому, скорее всего, Уставной суд начнет действовать либо с осени 2014 года, либо с 1 января 2015 года.

Вместе с тем (и это важно отметить) инициатива и мировоззрение Виктора Игнатенко идет вразрез с концепцией централизации и унификации страны, которая проводится в жизнь государственным руководством РФ последние 15 лет. Действительно, имеются симптомы некоторого ослабления президентской динамики на этом направлении. Но, очевидно, речь идет лишь об ограниченных по масштабам действиях, причем даже они обусловлены политическим давлением на Владимира Путина, а не его мировоззрением. Таким образом, концепция Виктора Игнатенко (включая некоторую децентрализацию регионального руководства исполнительных органов государственной власти), возможно, идет вразрез с курсом руководства РФ – если не по букве, то по духу. Определение «возможно» использовано не случайно. Но даже его достаточно для потенциальных затруднений в реализации предложений Виктора Игнатенко. Речь, однако, идет не о неизбежной, а о потенциальной угрозе, которую, быть может, удастся отвести.


Яндекс.Метрика