9 декабря мэр Иркутска Руслан Болотов провел большую пресс-конференцию для городских СМИ, чтобы подвести итоги работы администрации города в 2021 году. Несмотря на многочисленные проблемы, связанные в первую очередь с подтоплением городских территорий, есть и очевидные большие достижения – бюджет города на 2022 год превысил 27 млрд рублей, завершен ремонт первой очереди моста через Иркут, идет активное строительство социальных объектов.
О главном
– Ключевое направление работы – изменение социальной инфраструктуры города. Иркутск имеет проблемы, в первую очередь образовательных учреждений. Год назад был один объект, сейчас пять в стройке, 14 в работе. Два будут реализованы в ближайшее время. Для нас это принципиально, потому что это будущее города Мы постоянно наращиваем присутствие в областных и федеральных программах. Каждое уточнение бюджета приносит новые плоды. Я благодарен губернатору, председателю правительства и Законодательного собрания. Наша задача – чтобы иркутяне жили лучше. Дополнительные средства пойдут на строительство дорог, реконструкцию объектов, 400 млн рублей – на оплату труда работников школ и детских садов. Без этого трудно будет обеспечить кадровый потенциал.
В 2022 году мы продолжали сотрудничество с крупнейшими компаниями, которые выделили городу более 100 млн рублей. Все, что идет на улучшение города, будет продолжено. Важная задача: при привлечении средств – обеспечить их грамотное использование. Скоро Новый год, мы ждем чудес, и чудеса все-таки бывают. Будем надеяться, что в Новый год у нас будет чудо, а все остальные дни – большая, кропотливая работа для обеспечения этого чуда.
Буквально вчера губернатор сообщил, что Иркутск получит средства еще на один детский сад. Мы сейчас строим один садик в Лесном, в следующем году начнем еще семь.
О стратегии области и расширении границ города
– Безусловно, в Стратегии области Иркутск занимает одно из приоритетных мест – это базовый образовательный, медицинский, промышленный кластер. Не учитывать в Стратегии развитие Иркутска невозможно. Особое внимание нужно обращать на туристическо-логистический центр. Он был и будет, наша задача сделать его современным. Мы не только транзитный узел для Байкала, мы сами по себе привлекательны. Мы не всегда в этом преуспеваем.
Иркутск – ядро агломерации. Как мы ни спорим начиная с 2004 года, она происходит и развивается. Есть направления, которые обеспечивают это развитие. Президент в начале года обозначил приоритеты развития страны, и это в первую очередь инфраструктурные кредиты. Как пример – переброска тепловой нагрузки из Ангарска в Иркутск. Это дает развитие в направлении Ангарска.
Что касается образовательного комплекса, то речь идет о строительстве кампуса. Туризм может быть образовательный, медицинский. Для образовательного туризма нужен кампус, это обеспечит в будущем победу в борьбе за людские ресурсы. Что касается предпосылок, то у нас создаются кванториумы, многое делается руководством вузов для привлечения федеральных средств.
Безусловно, нужно создание транспортного каркаса для обхода Иркутска. Мы сегодня видим ошибки, когда стратегии разрабатывали без участия депутатов. Сегодня в рабочих группах работают депутаты. Стратегия – это серьезное изменение инженерной инфраструктуры: тепловой луч вдоль Баррикад изменит Рабочее так, что вы его не узнаете. Когда мы закроем все котельные, там будет построено множество социальных объектов и жилья. Для меня как градоначальника важно, чтобы система теплоснабжения была замкнута в кольцо и была надежной.
Для меня важно благоустройство, строительство дорог, создание комфортной среды для предпринимателей. Иначе инвестиции в город не придут. Нам есть что показать, чтобы Стратегия стала базой для скорректированного генплана, правил землепользования и застройки.
Иркутск, в отличие от других муниципалитетов, активно растет. С одной стороны, у нас много территории – проект на Баррикад, например, это до 1 млн квадратных метров жилья. С другой – мы уже обсуждали, что строительство теплового луча из Ангарска. Это не только закрытие котельных в Ново-Ленино, но и переброска теплотрассы по вантовому мосту на правый берег. Хотим мы или нет, Иркутск будет расти в сторону Ангарска. Но важно учесть мнение населения и понимать, для чего мы это делаем: чтобы жилья было больше (есть задача строить по миллиону квадратных метров в год в области), чтобы исполнять проекты социальной и промышленной модернизации. Уже в следующем году один из проектов по границам города будет вынесен на публичные площадки.
О самом важном – сетях и дорогах
– Более всего нас в этом году ругали за путепровод по улице Джамбула, но мы взялись за этот проект еще в 2013 году, и первую очередь закончили раньше срока. Меня в этом году порадовало, как мы поменяли подход к содержанию сетей освещения – 16 километров заменили. В районе аэропорта идти стало веселее. И безопасность, и ощущение пространства изменились. Очень трудно давалась улица Трактовая – два раза объявляли ЧС, а сейчас впервые в городе появились выделенные линии для общественного транспорта. Стало намного комфортнее, хотя со стороны просто ремонт дороги. Каждый округ получил средства для благоустройства. Приятнее всего подарок, который хочется получить, поэтому во всех округах мы строим детские площадки, иногда с участием компаний-спонсоров. Работаем над перекладкой коммуникаций, над проектом «альтернативной котельной». У нас очень большой износ сетей, и год был очень сложным: высокий уровень грунтовых вод с прошлого года составляет большую проблему для работы муниципалитета. Но мы справились. Для меня, как человека с инженерным образованием, в первую очередь важна модернизация инженерных сетей. Следующим этапом за Трактовой пойдет большой проект, который коснется всего города.
Не бывает, что с приходом нового руководителя все стало намного хуже. В Иркутске по содержанию дорог сложилась несбалансированная система. Мы ушли от картельных сговоров, от плохого ремонта. За счет этого объем работ увеличился на 40 процентов при тех же деньгах. При всем уважении к дорожникам, они привыкли, что работать нужно там, где удобно. Я считаю, что нужно следить за состоянием дорог и в межремонтный период. Есть интерактивная карта, на которой каждый житель может увидеть, где будет ремонт, и высказать свои замечания. Мы готовы в этом направлении работать дальше, потому что это позволит реагировать на каждое обращение системно. У нас есть внутренняя система мониторинга, но так надежнее. Мы сделали и карту, на которой видно, как работает техника в режиме реального времени. Видно каждую единицу техники – где она и что делает.
Что касается 2022 года, то у нас было запланировано 22 участка, но смогли мы сделать не все: Верхнюю Набережную из-за обводнения даже не пытались. Приступим в следующем году уже с новыми технологиями. Очень много дорог обследовано. Наша задача простая: увеличить межремонтные сроки, чтобы не возвращаться. Прогресс есть. В 2020 году 1500 замечаний, в 2021 году – 562. Мы привлекаем ИрНИТУ, а не зависимые от подрядчиков структуры, и без гарантий ни одна дорога приниматься не будет. 10 декабря, например, Стройнадзор заходит на Баумана, начинаем приемку работ.
О статусе областного центра
– Когда я пришел из правительства области, моя принципиальная позиции была – наращивать участие в программах областных и федеральных. Все принятые решения по работе с бизнесом были непростые, но они были выполнены. Был прогноз выпадающих доходов 2 млрд рублей для Иркутска, а состоялся – всего 75 млн. Да, межбюджетные отношения нуждаются в корректировке, там есть чем заниматься. Мы увеличили собственные доходы по итогу года на миллиарды рублей. А по каким конкретно направлениям – это уже другая история. Есть разные механизмы: если бы изменились отчисления налогов по закону о статусе областного центра, Иркутск получил бы 1 млрд рублей, а фактически мы только субсидиями из областного бюджета получили 2 млрд рублей.
Много программ на развитие и малого бизнеса, и крупного, а наша задача – консолидировать их все. Собственные доходы Иркутска в 2021 году – 12 млрд рублей, на миллиард больше, чем в 2020 году. И у нас есть возможность увеличить в 2022 году этот показатель. Да, неналоговые доходы у нас сокращаются – я не сторонник того, чтобы расставаться с имуществом. Поэтому растут налоговые поступления, и у нас есть 25 проектов с большими вложениями – например, компании En+. Мне нравится их подход: есть аварийный объект – ремонтируем, нельзя восстановить – строим новое, все задачи решаются в едином комплексном подходе. У нас задача очень простая: все должны жить в Иркутске лучше, и задача администрации делать так, чтобы эти проекты состоялись.
Любое бюджетное решение – это баланс интересов. Для Иркутска есть решения лучше, чем закон о статусе областного центра Мы ведем переговоры с губернатором, председателем правительства и Законодательного собрания. Закон о статусе даст 2 млрд рублей, а у нас каждая школа – это 2 млрд. Так что бюджетные поступления по возможностям регионального бюджета – это вопрос баланса и компромисса.
О расселении из ветхого жилья
– Возводя в Сибири промышленные объекты, мы не всегда успевали со строительством социальных объектов. Особенно там, где создавались рабочие поселки. Теперь во многих городах Сибири есть ветхое и аварийное жилье. Наша история сегодня строится на программе расселения, принятой на уровне Российской Федерации совместно с Фондом реформирования ЖКХ. Все объекты, которые попали в реестр ветхих и аварийных до 2017 года, в эту программу включены. Их более 300 только в Иркутске. До 1 сентября 2025 года мы должны расселить 8243 человека из 2998 жилых помещений общей площадью более 127 тысяч квадратных метров. В этом году мы расселили 879 человек из 13 тысяч квадратных метров, заключили муниципальные контракты на расселение 175 квартир. Мы не только покупаем квартиры с рынка, УКС Иркутска уже построил три блок-секции для людей из ветхих домов.
В прошлом году мы проавансировали УКСу по 61 тысяче рублей за квадратный метр и только поэтому в 2021 году смогли построить и расселить людей. Сейчас минимальная цена 80 тысяч за квадрат. Людей переселяем в жилье, которое иногда на 25 процентов больше, чем у них было. Нам нужны не просто квадратные метры, нам нужны комфортные условия для горожан, иначе люди туда не поедут. Эта программа началась в 2008 году и никогда не была простой – там были проблемы и с ростом цен, и с провалами финансирования, но люди должны быть переселены. Это не вопрос денег, это вопрос планирования и исполнения. Даже если рынок будет несбалансирован, если подрядчики не будут выходить – люди должны быть переселены. И мы будем постоянно показывать, что мы делаем.
У нас из-за обводнения многие вопросы стали решаться сложнее и дороже. Там, где грунты были 7–8 баллов, в этом году стали 9. Даже УКС при строительстве одного социального объекта столкнулся с этой проблемой. Приходится пересматривать технические решения, усиливать армирование – я посмотрел, это серьезно удорожает любое строительство. Мы приняли решение о строительстве гидротехнических защитных сооружений, потому что это все равно дешевле, чем расселять людей из прибрежных районов. В свое время федеральное правительство дало Иркутской области на строительство после наводнения 28 млрд рублей, нам нужно меньше.
О 130-м квартале и стадионе «Пионер»
– Я там много лет работал фактически прорабом, поэтому у меня есть непреодолимое желание его закончить. Меня тревожит отношение управляющей компании, которая фактически не работает. Товарищество собственников-предпринимателей там надо фактически создавать заново. Не может быть такого, чтобы я двери закрыл за собой и все – я в домике. Важно добиться результата, поэтому до конца декабря новое соглашение с бизнесом будет подписано.
Но идея 130-го квартала состояла в том, чтобы приводили в порядок и территорию вокруг. Открыли, например, Бабр – хороший памятник, но сейчас он фактически разрушен. Не случайно губернатор на уровне региона дал поручение проинвентаризировать все объекты, которые состоят на учете как исторические памятники. Я попросил губернатора, как в свое время сделал Дмитрий Мезенцев, возглавить проект «Иркутские кварталы». Государство возьмет на себя инфраструктуру, а бизнес подключится. 130-й квартал появился только после того, как появился инженерный коридор, и сейчас власть, бизнес и муниципалитет должны взяться общими усилиями и работать вместе. Шишек набьем – будь здоров. 130-й квартал начинался с жесточайшей критики, но сейчас все говорят – лучший проект в России, уникальный. 130-й квартал – 5,7 гектара, «Иркутские кварталы» – 80. Но или мы миримся с тем, что есть, или все меняем к лучшему. Центр Иркутска должен быть красивым, комфортным и удобным для всех.
По стадиону «Пионер» ситуация такова: участок в собственности УКСа, кадастровая стоимость более 100 млн рублей. Мы ищем консолидированное решение с учетом ответственности и обременений, чтобы все сделать в интересах жителей. Если сейчас построить стадион, как хотят жители, руководитель УКСа будет нести уголовную ответственность. Нужно решать вопрос поэтапно – в первую очередь о передаче земли. Когда строили Академический мост, проблем было еще больше, но все решили. Да, не быстро, но решили.
О QR-кодах и общественном транспорте
– Это сложный вопрос. Мы многое делаем, чтобы сохранить здоровье горожан. Даст ли этот закон эффект? Пока непонятно. Мы дали в Законодательное собрание заключение, что это нужно обсуждать. Если просто документ для документа – тогда нет.
Вопрос о транспорте укладывается в нашу политику повышения комфортности жизни. Без наличия выделенных полос даже обновление подвижного состава ничего не изменит. Нужны перехватывающие парковки, нужны полосы. Центр Иркутска рассчитан на 50 тысяч человек, а через него проходит миллионная маятниковая миграция. 2800 единиц транспорта выходит в город каждый день. Есть задача увеличения вместимости, приобретения низкопольного транспорта, а в итоге мы должны прийти к 1800 единицам транспорта в день на линиях. Сейчас водители борются за пассажиров – поэтому гоняют, а мы планируем перейти к оплате за километраж. Муниципалитет будет платить за работу по расписанию и километры пройденного пути. Тогда не будет такого, что в Ново-Ленино вечером не уедешь.
Этот комплекс (перехватывающая парковка, выделенная линия) мы со следующего года – нравится не нравится – начинаем внедрять. Я понимаю, что будет шквал критики, но делать будем, создавая для начала предпосылки. Будем создавать перехватывающие парковки и переводить всех на общественный транспорт. А в следующем году начнем с обновления подвижного транспорта. Есть программа на уровне федерации – как для автобусов, так и для электротранспорта. Постараемся участвовать в обеих.
О праздновании Нового года для жителей и гостей
– Будет шесть салютов. Потому что в силу ограничений один делать нельзя, потому по одному в каждом районе. Далее – декабрь выдался теплый, поэтому туристам предложим 130-й квартал, в сквере Кирова поставим елку и откроем пораньше. Большой горки в сквере Кирова не будет: со СПЭКом спорим, но, видимо, не будет. Средства, которые были сэкономлены из-за отсутствия массовых мероприятий, направим на иллюминацию. Рассредоточим это по всем депутатским округам, чтобы ощущение праздника было везде. Подключаются предприниматели, около цирка будет интересная композиция. Праздника очень хочется, поэтому освещения будет намного больше. На Конном будут и ледовые объекты, и катки. 31 декабря покажем очень интересный фильм – про нас, про Иркутск.
Записал Борис Самойлов
«Байкальские вести», ИА «Альтаир»