Проверка документов, посадка-высадка пассажиров – казалось бы, что сложного? На самом деле у проводника пассажирского вагона существует еще множество задач: он и уборщик, и продавец, и официант, и даже психолог. Отработав так называемую целину – третий трудовой семестр у бойцов студенческих отрядов, молодой проводник понимает: за лето он не только заработал хорошие деньги, но и прошел школу жизни. Для трудоустройства студенту не обязательно учиться в «железнодорожном», ему необходимо вступить в студотряд, пройти бесплатное обучение, медкомиссию и стажировку.
Работников в Федеральной пассажирской компании не хватает, иногда они вынуждены работать в «линейку» (один проводник на один вагон) и в «тройку» (три проводника на два вагона); в этом случае работнику можно забыть о нормальном режиме сна на ближайшие 8–12 дней. Поэтому студенты работают в пассажирских перевозках, чтобы кадры работали по нормированному графику с выходными и отпусками.
Зарплата у студента-проводника варьируется от количества часов, «откатанных» за трудовой семестр. За полтора-два месяца можно получить 150–180 тысяч рублей.
Мой опыт работы проводником начался еще прошлым летом. За год я успела соскучиться по романтике железной дороги и по городу Северобайкальску, от которого имела возможность работать. Этим летом я снова решила покорять города под стук колес.
Город Северобайкальск находится в солнечной республике Бурятия, куда добираться полтора дня на поезде из Иркутска. Этого хватает, чтобы подружиться со своими будущими коллегами-студентами. Многие ребята впервые ехали на поезде и очень переживали, что на работе у них не сложится. Тем не менее они быстро адаптировались, и часто случалось, что кадровые работники просили помощи у новоиспеченных проводников со свежими знаниями.
Северобайкальск находится на северном берегу озера Байкал и является столицей БАМа, городок небольшой, в нем проживает примерно 23 тысячи жителей. Туристы приезжают сюда, чтобы посетить термальные источники, расположенные в непосредственной близости к Северобайкальску; музей «История БАМа»; Мысовые тоннели общей протяженностью 5071 метр. Минус города – цены на товары здесь, по сравнению с Иркутском, высоки.
В этом городе студенты работают по трем направлениям: Северобайкальск – Иркутск, Северобайкальск – Москва, Северобайкальск – Имеретинский курорт. Между рейсами мы отдыхали два-три дня и проживали в хостеле «Папин дом», где по приезде нас встречала хозяйка – с улыбкой и гостинцами в виде свежих овощей. Также нас могли заселить в гостиницу «Аврора», где взору открываются живописные виды Байкала. Пользуясь случаем, мы исследовали местные пляжи и лесопарк.
Перед отправлением поезда происходит то, что не видно глазу пассажира: примерно за два с половиной часа до начала посадки проводники собираются на планерке в депо, где им необходимо пройти множество инструктажей. Затем они отправляются к составу и начинают подготовку вагона. Здесь происходит настоящий хаос – проводник должен проверить санитарно-техническое состояние вагона и весь инвентарь: от подстаканников и одеял до тазиков и половых тряпок; посчитать количество постельного белья, принести из штабного вагона «чайку» и «сувенирку» (чайную и сувенирную продукцию), проверить их сроки годности и наличие фирменных стикеров. В пути следования проводник должен выполнить план продаж еды и сувениров, ведь от этого зависит его премия. А если кто-то украл, к примеру, одеяло или ложку или не заплатил за шоколадку, то деньги списываются с проводника. Подготовка вагона должна завершиться к тому моменту, когда до отправления поезда остается полчаса. В это время и начинается посадка пассажиров.
По стандарту транспортных перевозок проводник обязан дважды проверить документы, по которым пассажир покупал билет на поезд. Это происходит перед тем, как пассажир заходит в вагон, и после отправления состава. Случилось, что во время ливня в Москве в мой вагон заходило 45 пассажиров. Их очень не устраивало то, что они вынуждены стоять и мокнуть, ожидая своей очереди. К сожалению, даже в таких случаях проводник не имеет права сначала запустить всех пассажиров, а уж потом проверять документы.
Чаще всего я ездила на плацкарте, люди там проще и всегда на виду, а значит, и подружиться с ними можно быстрее. Пассажиры бывают разные. Кто-то угощает проводника мороженым, мясом и овощами, пишет похвалу в книгу благодарностей и даже предлагает помощь при уборке вагона. А кто-то нарушает правила – курит в туалете или тамбуре, распивает спиртные напитки; студенты, а особенно девушки, не всегда могут справиться с буянящими пассажирами, и тогда приходится вызывать начальника поезда. В этом деле проводнику необходимо обладать терпением, крепкими нервами, вежливостью и чувством такта.
Самый сложный рейс длится 11 дней – до Имеретинского курорта и обратно. В одном плацкартном вагоне за это время проезжает около четырехсот пассажиров, и ко всем людям необходимо выстроить индивидуальный подход. Это отличная возможность научиться выходить из любой конфликтной ситуации и со всеми находить общий язык.
Хоть путь до «имеретинки» длительный, ждали его больше всего, ведь в этом направлении мы проезжали больше городов, а затем ехали вдоль моря на протяжении трех часов.
Самый сложный момент в этом рейсе – граница с Казахстаном. В туалет, за кипятком и тем более на перрон пассажиру ходить запрещается на каждой станции до и во время проверки вагона пограничниками. Вся эта канитель длится шесть часов, а пассажиры не верят в серьезность ситуации, ругают проводника, пока сами не увидят, как строгие дяденьки в форме с рациями, металлоискателями и патрульными собаками проверяют каждый угол в вагоне, тщательно смотрят в паспорта тех, кто выходит и заходит на границе, выясняя причину въезда и выезда.
Случаются и другие моменты, где тяжесть работы давит с несоизмеримой силой. Однажды на меня свалилось все и сразу, и я забыла посмотреть, хватит ли мне перрона, чтобы высадить пассажиров. Не хватило. Тогда пришлось бежать вместе с пассажирами по всем вагонам на станции-«двухминутке», чтобы высадить их куда положено, пока остальные проводники держат красный флажок. При задержке поезда за нее всегда кто-то должен отвечать. Это тот случай, после которого больше не хотелось работать в поездах.
Когда студент проехал полпути и прибыл в Имеретинский курорт – его силы уже на исходе. В пути следования он научился готовить макароны с котлетами и супы в микроволновке, а также мыться в тазике, ведь душевой в составе нет.
Теперь он вместе с напарником готовит вагон, ведь скорый поезд сообщением Имеретинский курорт – Северобайкальск отправится уже через шесть часов. На уборку вагона в пункте оборота проводникам требуется два-три часа, а после они могут отправиться на прогулку по теплому Сочи за продуктами и мельком полюбоваться пейзажами южного города. Набравшись сил, проводники снова встречают пассажиров с улыбкой и трудятся для создания комфортной поездки.
Самый короткий рейс сообщением Северобайкальск – Иркутск у проводников длится не полтора, а восемь дней. Так мы называем «обороты», когда ездим туда и обратно по несколько раз. В этом рейсе проводник восемь часов работает, а четыре отдыхает. Так это происходит: после смены ты поел, обсудил с напарником рабочие моменты, умылся, поворочался в постели, гоняя мысли, а спать осталось всего ничего – два с половиной часа.
В рейсе на Москву были самые пригодные для жизни условия: душевые в каждом вагоне (даже на плацкартах); кондиционеры, которые ни разу не подвели; вагон-ресторан, «кормящий» проводника по себестоимости.
У проводников есть особая примета – нельзя класть ключи на стол, иначе нагрянут ревизоры. Как ни старались мы это правило блюсти, а ревизоры-таки сели в наш поезд в самом последнем рейсе. Задача ревизоров – пройти и проверить все вагоны; а у проводников – сделать так, чтоб все лежало на своих местах и «блестело». Началась настоящая суматоха, проводники помогали друг другу, передавая информацию о том, в каком вагоне сейчас ревизоры и чему нужно успеть уделить особое внимание. К счастью, ни одного замечания наш вагон не получил.
– Я увольняюсь! Этот рейс откатаю –и домой! – привычные фразы, которые можно услышать от студента. Ну ничего! Каждый брал себя в руки и продолжал свой путь. Прелесть работы проводником в том, что ты находишь новых друзей, кто-то даже вторую половинку. И эти люди скрашивают трудовые будни, ты ждешь, когда можно будет собраться и заскочить к ним на чай, чтобы поделиться невзгодами и веселыми историями. Этим летом я получила драгоценный опыт и теплые воспоминания. Буду скучать!
Милена Кучеренко, специально для ИА «Альтаир»