Проблемные вопросы организации пассажирских перевозок автотранспортом по межмуниципальным маршрутам обсуждались 10 октября на заседании Общественного совета при Законодательном cобрании Иркутской области, которое состоялось под председательством Алексея Соболя. Участие в работе приняли депутаты областного парламента, представители регионального правительства и надзорных ведомств, сотрудники правоохранительных органов и общественных организаций.
Перед началом заседания депутаты во главе с председателем Законодательного собрания Иркутской области Александром Ведерниковым посетили иркутский автовокзал, услугами которого ежедневно пользуются около тысячи человек. Как рассказал директор предприятия Павел Титов, сейчас на предприятии создают комфортную среду для людей с ограниченными возможностями, действует онлайн-продажа билетов на некоторые рейсы. Вместе с тем пока не решена проблема с нелегальными перевозчиками, которые не гарантируют безопасные условия поездок для пассажиров.
Алексей Соболь подчеркнул, что, несмотря на все сложности, в Иркутской области удалось сохранить автобусные маршруты, однако ситуация далека от идеальной, потому что система перевозок не соответствует современным реалиям жизни и говорить о ее быстром развитии в таких условиях невозможно.
По мнению Александра Ведерникова, для того, чтобы межмуниципальный автомобильный транспорт стал безопасным и комфортным, должна быть разработана комплексная система перевозок:
– Это социально значимый вопрос. Необходимо уходить от хаоса в перевозках к единой понятной и прозрачной схеме, тем более есть положительный опыт других регионов. Наша общая задача – сделать все необходимое, чтобы были внедрены высокие стандарты перевозок, чтобы людям было комфортно и безопасно. Речь в том числе идет и о нелегальных перевозчиках, которые забирают часть прибыли у официальных перевозчиков, не позволяя улучшать качество транспортных услуг.
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максима Лобанова, в ближайшее время в регионе начнется реализация пилотного проекта по навигационному контролю автобусных перевозок, который позволит отслеживать весь путь следования, соответствие заявленному маршруту, время остановок и простоев. Это поможет вести аргументированный диалог с перевозчиками при проверках и в случае поступления жалоб от пассажиров.
Сейчас одна из самых сложных ситуаций сложилась в Иркутском районе. Так, участники заседания рассказали о перегруженных маршрутках в микрорайоне Березовом. В некоторые дни жителям приходится по несколько часов стоять на остановках в ожидании транспорта. Вице-спикер областного парламента Ольга Носенко отметила, что готовит депутатский запрос по этой ситуации.
Депутат Галина Кудрявцева рассказала об отсутствии транспортного сообщения в населенных пунктах Гороховского муниципального образования. Максим Лобанов заверил, что вопрос решается вместе с районной администрацией, планируется организовать подвоз пассажиров до остановки межмуниципальных маршрутов. Светлана Шевченко сообщила о перегруженных автобусах, следующих по маршруту Иркутск – Ангарск.
Также депутаты указали на отсутствие у жителей возможности пользоваться правом льготного проезда, потому что не во всех автобусах установлены валидаторы. Есть вопросы к перевозчикам и у представителей правоохранительных органов. Так, врио начальника УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Сергей Глызин рассказал, что с начала 2022 года произошло 68 ДТП с участием автобусов. Более половины из них – по вине водителей автобусов. При этом депутат Наталья Дикусарова обозначила проблему с техосмотрами, пройти которые можно не во всех населенных пунктах, а иногда водители вынуждены ехать для этого в соседний район. Кроме того, участники заседания отметили необходимость обновления подвижного состава и обеспечения подготовки профессиональных водителей.
По итогам дискуссии принято решение об усилении парламентского и общественного контроля организации регулярных автобусных перевозок. Помимо этого, правительству региона предложено рассмотреть вопрос о разработке и утверждении комплексной схемы организации дорожного движения, которая в том числе позволит участвовать в федеральных программах.
Кроме того, на Общественном совете было предложено внедрить на территории Иркутской области единую универсальную социальную карту для льготных категорий граждан и вместе с контрольными органами реализовать комплекс мер по борьбе с нелегальными перевозчиками.