... Иркутск
Доллар
Евро

Операция «Антиблогер»

epicenter-w.jpg

22 апреля принят так называемый «антиблогерский» закон — изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Поправки вступят в силу в августе текущего года. Согласно нововведениям, блогеры, посещаемость чьих ресурсов превысит 3000 человек в день, будут приравнены к СМИ. В ответ на меры, принятые государством, руководство сервиса Живой Журнал (ЖЖ) отказалось от отображения статистики посещений, а также рейтингов пользователей и сообществ. Наше агентство выяснило, что думают о законодательных нововведениях государства юристы, социологи и сами блогеры.

Асмик Новикова, руководитель исследовательских программ Фонда «Общественный вердикт»:

«Попытка приравнять блогеров к СМИ не нова. Впервые это произошло в 2007-2008 году, когда за разжигание социальной вражды был осужден Савва Тереньев. Он прокомментировал ЖЖ пост журналиста сыктывкарской газеты Бориса Суранова, где в резкой форме высказался в отношении „неверных Ментов“. Терентьеву было предъявлено обвинение со ссылкой на статью 282 Уголовного кодекса (ч. 1) — „Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства... совершенные публично или с использованием средств массовой информации“. Фактически судья не увидела разницы между блогом и СМИ, приравняв их по публичному эффекту. Решением суда Тереньев был осужден на год условно.

„Антиблогерский“ закон — это способ управлять живым общением в сети. Аргумент о том, что таким образом можно пресечь дезинформацию, оскорбления и повысить ответственность сетевых авторов, — несостоятелен. А точнее, этот аргумент в очередной раз подчеркивает слабость судебной системы. Оскорбленный в сети человек может обратиться в суд, но суд требует ответственности и „инвестиций“ со стороны самого заявителя. Нужно обосновывать и защищать свою позицию в суде, а с принятием закона эта задача перекладывается на контролирующие органы».

Лена Миронова, блогер-тысячник:

«Введение поправок в закон „Об информации“ существенным образом меняет блогерский контент, хотя блогеры и заявляют, что это не так и поправки работать не будут. Популярные блогеры (с той самой посещаемостью от 3000 человек в сутки) активно размещают на своих страницах рекламу. Теперь им придется соблюдать соответствующий закон, а это означает не только запрет на рекламу табака, алкоголя и другой продукции, но и соблюдение всех формальностей, связанных с рекламой. А к этому мало кто готов, в том числе и Федеральная антимонопольная служба, которой стоит задуматься об увеличении штата.

Кроме того, принятые изменения в закон об информации — это повод для рассуждений о растущей в стране цензуре в Интернете или о том, что по новой редакции закона можно привлечь любого блогера к ответственности, если его посты имели цель опорочить гражданина или навредить деловой репутации организации. Вырастет ли количество исков в отношении нелояльных блогеров? Да, это очевидно».

Юлия Антонова, юрист:

«Принятые поправки регламентирует понятие „блогер“. Им признается владелец сайта или страницы в интернете, где размещается общедоступная информация, а трафик посещений составляет не менее 3000 пользователей в сутки. Автору такого ресурса надлежит указывать настоящие фамилию и инициалы, а также актуальный электронный адрес для связи с чиновниками.

Деятельность блогеров подпадает под законодательное регулирование, чего раньше не было. Еще одно нововведение — распространение на блогеров ответственности за нарушение законодательства. Кроме того, закон возлагает на блогеров ряд обязанностей профессиональных журналистов, которыми они по своему статусу не являются. Теперь им следует проверять достоверность публикуемой информации, запрещается использовать ненормативную лексику, распространять данные, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, соблюдать запреты и ограничения избирательного закона, а также указывать возрастные ограничения для пользователей. Чревато будет распространять информацию о частной жизни гражданина.

Не совсем понятно, во-первых, насколько корректно можно считать блогера владельцем сайта или страницы, ведь, им не принадлежат популярные площадки Facebook’а, Twitter’a или ЖЖ. Во-вторых, насколько этот проект отвечает реалиям современного Интернета, с точки зрения выражения свободы слова и мнения, распространения информации? В-третьих, получат ли блогеры права запрашивать и получать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, которыми наделены официальные СМИ?».

Дмитрий Ложкин, веб-разработчик:

«Технически, невидимые для пользователя инструменты аналитики — внутренние или внешние (Google Analitycs, Яндекс Метрика) есть у всех блогоплощадок. Успешный Интернет проект не может существовать без аналитики, так что, данные у хозяев ресурса всегда есть. Теперь Роскомнадзор получает доступ к этим данным.

ЖЖ отрубил только отображение счетчиков, причем, я не уверен, что причина в Роскомнадзоре или принятии закона. Они давно пытались сделать это платной опцией. Если автор — фрик-одиночка и его блог на автономном хостинге, без аналитики, то эту информацию можно получить у хостера. Количество айпи-адресов, обратившихся к этому сайту, — это самый простой параметр для отслеживания аудитории, который можно получить десятком разных способов. Таких ресурсов единицы. Основная масса блогеров внимательно мониторит кто пришел, откуда, какие материалы вызывают интерес, а какие — «проходняк».

Вадим Мельников, блогер:

«Очевидно, что „антиблогерский“ закон направлен против блогеров, имена которых общеизвестны. Государство классическим образом поддерживает монополию на абсолютную истину. На Живой Журнал, как на платформу этот закон повлияет слабо. Главный удар по ЖЖ уже нанес „Яндекс“, который перестал мониторить „пульс блогосферы“. Сначала он исключил блоги из рейтинга, а затем из информационного поля. Это могло случиться без вмешательства государства, а из-за внутренних „терок“ медиа. Государство же просто прыгает на костях.

Не смотря на определенное возрождение блогеров в рамках социальных сетей, прежде всего Facebook, думаю, что блогерское движение окуклилось, и теперь должно переродиться во что-то новое. Фигурально выражаясь, не в бабочку, так в моль. В течение пары-тройки лет Интернет сильно изменится. Благодаря новым технологиям он уже не будет столь зависим от провайдеров, а значит, автократам придется попотеть, чтобы лишить нас слова».


Яндекс.Метрика