По статистике, каждый третий школьник России сталкивается с проблемой буллинга. В нем одни становятся жертвами, другие – агрессорами. Безусловно, если издевательство происходит в учебном классе, учитель одним из первых должен отреагировать и принять меры. Но как понять, что это действительно травля, а не обычный конфликт? Нужно ли знать отличительные особенности этого процесса и его решение? Ответы на эти вопросы узнала корреспондент ИА «Альтаир» Кристина Чиркова. Для этого она пообщалась с организаторами проекта «Безопасная среда».
В Иркутском районе запустили проект «Безопасная среда». Его цель – повысить компетентность в работе по профилактике и устранению буллинга в поселковых и деревенских школах. Участниками проекта стали молодые педагоги и студенты последних курсов педагогических направлений колледжей.
Идея принадлежит иркутской региональной общественной организации психологической поддержки населения «Гармония». Ее коллектив – психологи, работающие как в проектной деятельности, так и в частной практике. За три года они реализовали несколько проектов. Помогали детям, оставшимся без попечения родителей «найти себя», также специалисты содействовали бывшим постояльцам реабилитационных центров, чтобы те смогли приспособиться к новой жизни в обществе.
Как возникла идея создать проект?
– Так сложилось, что мы переехали. Для удобства, ребенку пришлось поменять школу. Первый вопрос, который он мне задал: «не получится ли так, что меня не примут в классе»? Сын опасался быть «новеньким» в уже установленном коллективе. Тогда я подумала, а как вообще учителя в школах разрешают подобные возможные конфликты, – рассказала психолог проекта «Безопасная среда» Кристина Ноздрина.
Методичек, которые отвечают на этот вопрос – хватает. Кристина вместе с коллегами хотела разработать свою программу. Так началась подготовительная работа и «родился» проект «Безопасная среда». Организаторы поняли, что в образовательных учреждениях работают с буллингом только соцработники и психологи, педагогический состав в этом не участвует. Появилась задача – научить именно молодых педагогов и тех, кто только выбрал эту профессию, разрешению подобных конфликтов.
Так, один из участков стала студентка третьего курса Иркутского педагогического колледжа Мария Савельева. Девушка рассказывает, для нее, как для будущего учителя начальных классов, важно увидеть возникшую проблему на ранних этапах ее развития. Ведь так она сможет избежать серьезных последствий.
– Тема буллинга – важна. В современном мире, к сожалению, это одно из часто встречающихся явлений среди детей. И решить его можно. Для этого, в том числе, нужно обеспечить способы защиты жертвы, провести беседы со сторонами конфликта, а также психологические консультации. Я рада, что стала участником проекта, для меня это интересный и полезный опыт, – поделилась Мария Савельева.
Что такое буллинг?
Психологи говорят, буллинг – повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку. Это может быть как принуждение, так и запугивание. Агрессия проявляется в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии или унижении. Важно понимать, что это групповой процесс, наносящий вред всем, кто в него вовлечен.
Мнение о том, что с травлей сталкиваются только ученики со стороны других учеников – неверно. Буллингу подвергаются ученики со стороны педагогов, педагоги со стороны учеников и даже родителей, молодые педагоги со стороны давно работающих коллег. Жертву выбирают по отличительным особенностям – по цвету волос, телосложению, также могут быть «новички» в коллективе. Из-за давления у такого человека подрывается уверенность в себе. Как итог, закрепляется статус жертвы, которая больше не может сопротивляться. И это отражается на дальнейшей социальной адаптации.
Статистика осведомленности
Иркутская региональная общественная организация «Гармония» провела опрос среди педагогов, стаж которых менее пяти лет и студентов педагогического колледжа. Психологи выяснили, насколько респонденты осведомлены в теме буллинга. В социологическом исследовании приняли участие более 600 человек. Результаты опроса показали, что только 21 процент педагогов и 38 процентов студентов знакомы с буллингом на собственном опыте. Кроме того, большую положительную активность участники опроса проявили в вопросе актуальности обучения по этой теме.
Стоит сказать, что обращения среди школьников-жертв буллинга за помощью, только с сентября 2021 года по апрель 23-го в Иркутском районе увеличилось на 50 процентов.
Таблетка от буллинга – терапия?
В буллинге у каждого свои роли. Жертва – человек, отличающийся по какому-либо критерию, агрессор – обладающий лидерскими качествами и склонный к агрессии, последователи – друзья агрессора, принимающие участие в драке или унижении, а также одобряющие, равнодушные, потенциальные защитники и защитники.
Эти роли примерили на себя и попытались самостоятельно решить конфликт участники проекта. По их словам, понять каково «внутри» тем самым обидчикам или одобряющим, стало важным опытом.
Кроме того, педагоги и студенты разобрали кейсы по эмоциональному реагированию, решению различных ситуаций. Прослушали лекции как по общим, так и по юридическим аспектам буллинга.
– Наши тренинги проходят всегда очень интересно, бурно, плодотворно, и всегда в атмосфере взаимовыручки, поддержки, понимание. Здесь я узнала для себя много того, чего хотелось бы внедрять в своей школе. На тренингах познакомилась с замечательными коллегами из других школ. Больше всего мне импонирует высокий уровень профессионализма наших наставников. Они, безусловно, мастера своего дела, – рассказала преподаватель английского языка в МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» Ольга Малутина.
Кроме Ольги в проекте участвуют ее коллеги из школы в Плишкино, Пивоварихе, Горячем Ключе, Карлуке. Всего 50 педагогов и вдвое больше студентов.
Советы родителям
Психологи считают, что все идет из семьи и стиля воспитания ребенка. Поэтому, важно создать и сохранить эмоциональную близость с ребенком. Родителям необходимо обращать внимание на своих детей, любые изменения в поведении могут о чем-то свидетельствовать. Как вариант, можно поговорить с классным руководителем и узнать, как сын или дочь проявляет себя в школе.
Психолог проекта «Безопасная среда» Кристина Ноздрина поделилась случаем из частной практики. На терапию с запросом «научиться управлять агрессией» к ней пришел молодой человек. Он рассказал, что в средней школе был тем самым агрессором. Нашел соратников и выбрал жертву. Ей стал одноклассник. Тогда компанией они стали издеваться над мальчиком – придумали ему «кличку» и срывали его ответы в классе. Парень говорил, такие поступки доставляли ему удовольствие.
– Когда мы начали работать с мои клиентом, он делился разными историями из жизни. Тогда выяснилось, что в детстве он вместе с матерью переживал агрессивное поведение отца. Дома «дать отпор» он не мог, но в школе все было по-другому, – рассказывает Кристина Ноздрина.
Сейчас многое в поведение парня изменилось. К слову, терапию он проходит успешно.
Перспективы проекта
Проект «Безопасная среда» завершат в ноябре этого года. Организаторы предполагают, что косвенно проект повлияет на более чем 12 тысяч школьников, действующие и будущие педагоги которых повысят компетентность в проекте. По итогу разработают отработанную на практике методичку. Она будет представлять электронное пособие, которое передадут руководителям всех школ Иркутского района. В дальнейшем, организаторы проекта нацелены подключить к проекту и родителей, а также выйти на городской уровень.
Фото представлены организаторами проекта