Сразу четыре ведомства – управление Роспотребнадзора, городские управления ГИБДД и ГУ МВД, отдел ГО и ЧС администрации Иркутска – провели совместный рейд по соблюдению масочного режима в городском общественном транспорте в середине дня 12 октября. Повод для рейда – введение обязательного масочного режима из-за резкого роста числа больных коронавирусом в городе. Начать решили с автобусов и маршрутных такси.
Столь большой группой на рейд пришлось выходить потому, что правом остановить автобус для проверки наделены только сотрудники ГИБДД, собирать данные у граждан-нарушителей могут сотрудники полиции, а с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, владельцами автотранспорта, будет работать уже городская администрация. Пока к месту встречи на сквере имени Кирова собирались все приглашенные, мимо машины ГИБДД проехали как минимум три автобуса с водителями, которые не использовали маски в принципе. У подавляющего большинства маски были в режиме «я кое-что слышал про коронавирус, но смысла сказанного не понимаю» – то есть рот прикрыт, а нос поверх средства защиты, что сводит эффект от маски к нулю. Лишь считаные единицы, вероятно предупрежденные коллегами или владельцами транспортных компаний, носили маски как положено.
Первый же автобус, остановленный в ходе рейда, оказался «родным» для сотрудников администрации – это был автобус маршрута 37, принадлежащий МУП «ИркутскАвтотранс». Водитель, который, судя по внешнему виду, если еще не относится к группе риска 65+, то очень близок к ней, очень удивился причине для остановки, а еще больше тому, что на него составят сразу два протокола – и за личное нарушение, и за служебный проступок.
Пассажирам нужно отдать должное: без маски был в худшем случае один на 10 или даже 15, а после остановки автобуса сотрудниками ГИБДД маски мгновенно находились почти у всех. Правда, нашлось и несколько очень подкованных в юридических вопросах граждан, которые шумно протестовали. Одна дама требовала не снимать ее, потому что это нарушает ее гражданские права, другая просто закрывала лицо руками, кто-то даже выходил из автобуса и митинговал на улице, требуя объяснить, в соответствии с какими постановлениями или законами будет выписан штраф.
Пояснять это пришлось начальнику отдела ГО и ЧС администрации Иркутска Наталье Верейкиной.
– Мы выявили многочисленные нарушения. Все составленные акты поступят в прокуратуру города, после этого будут внесены изменения в план проверок и проверят всех юридических лиц, на которых составлены акты. Каждому нарушителю будет выписан штраф: для физических лиц по статье 20.6 прим 1 КоАП РФ за нарушение правил поведения в режиме повышенной готовности – от предупреждения до 10–30 тысяч; для юридических лиц – до 300 тысяч рублей. Правила поведения размещены на официальном сайте Иркутской области, найти их нетрудно. Любой желающий может это сделать и убедиться. Юридические лица обязаны исключить нахождение на своей территории людей без средств защиты, это требование относится и к автобусам. Режим введен на длительное время, все должны соблюдать эти правила. Соблюдать их нетрудно – только что мы остановили автобус, все были в масках, посмотрели и поехали дальше. Думаю, что рейды мы теперь будем проводить часто, – сказала Наталья Верейкина.
Проверка всего за час принесла печальный результат: у городской администрации и Роспотребнадзора накопилось 14 актов на автобусы, принадлежащие разным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а у сотрудников полиции – несколько листов, исписанных фамилиями не менее чем 20 нарушителей масочного режима. Как пояснили полицейские, оформить протокол на улице нельзя, но им достаточно фамилии, телефона и места жительства, чтобы пригласить нарушителя в отдел и составить протокол по полной форме. Даже если это был житель другого региона, информация поступит в правоохранительные органы по месту жительства, и штраф будет выписан в ближайшее время.
Когда рейд завершился, корреспондент «Альтаира» прошел всего 300 метров до остановки «Иняз» и убедился, что информация о рейде по внутренним каналам «водительского профсоюза» расходится быстро. Практически ни у одного водителя, подъезжавшего к остановке, маски на лице не было, а из автобуса без нее выходил каждый второй. Водители не спеша укрепляли маски на лицах, прежде чем ехать дальше, – и нет никаких сомнений, что к следующей остановке они подъезжали снова без них.
Можно понять любое возмущение, можно сколько угодно говорить про неудобства и слишком большие штрафы, но всем нам пора понять простую вещь: полиция, суд и Роспотребнадзор спросят всего лишь деньгами – а вот болезнь выпишет такой «штраф», что мало кому он окажется по карману. Берегите себя, носите маски и чаще мойте руки.