... Иркутск
Доллар
Евро

Иркутяне-фронтовики: Небо и земля Александра Станиславского

Одна из линий знаменитого фильма «В бой идут одни старики» – о тех, кто готовит самолеты к вылету на фронтовых аэродромах. И вот летчик или экипаж уходит в небо, а для техника-механика наступают минуты, часы, а по ощущению – словно вечность ожидания. Такая доля выпала в годы войны и ветерану, который сейчас живет в Иркутске. Недавно, 14 апреля, ему, участнику Великой Отечественной войны, исполнилось 95 лет. И вот новый юбилей – Великой Победы, главный в жизни Александра Ивановича.

Дорога к фронту

Александр Станиславский родился в украинском селе Ново-Васильевка, Снигеревского района, Николаевской области в многодетной семье Ивана Григорьевича и Анны Артемовны Станиславских. Жилось нелегко, и голод, холод, трудности пережили только трое из одиннадцати детей, в том числе самый младший – Александр.

В 1927 году вместе с семьей Александр переехал в Казахстан, на берег Аральского моря, где его отец работал на строительстве. Затем они жили в городах Средней Азии – Кызыл-Орде, Фергане, Чимкенте, Коканде. Перед войной старшие дети жили уже самостоятельно, а отец в поисках работы уехал в Казахстан. Война застала Александра, ученика девятого класса, в узбекском городе Коканде, в который в августе-сентябре 1941-го стали прибывать эшелоны с ранеными фронтовиками, которых размещали в открывшихся эвакогоспиталях. Школьники, как могли, помогали раненым.

В 1942 году Александр окончил десять классов средней школы, а также детскую техническую школу, где изучал самолеты, фото-, радио- и автодело, и с матерью переехал к отцу в казахстанский город Талды-Курган. С мая 1942-го и до призыва в армию в сентябре 1943-го работал учетчиком в селе Буденовка, Талды-Курганского района, Алма-Атинской области.

5 сентября 1943 года Александр был призван на военную службу. По июнь 1944-го обучался по ускоренному курсу в Селищенской военной школе авиамехаников, ранее эвакуированной из-под Ленинграда в Петропавловск, по специальности «авиационные механики и техники самолетов». После окончания школы в звании сержанта был направлен на фронт в действующую армию.

2-1.jpg
Затишье перед бурей. Полная готовность, но пока можно и в картишки. Александр Станиславский – третий слева. Май 1945 года

Василий Сталин, на вылет!

Службу техника-авиатора Александр начал в июне 1944-го в украинском городке Лебедин, что под Полтавой, где располагался большой военный полевой аэродром, на котором обслуживались, ремонтировались советские и американские самолеты. Служил старшим авиамехаником самолета в звании старшего сержанта в составе 4-го запасного истребительного авиаполка, затем 43-го истребительного авиаполка на 2-м Украинском фронте, 177-й передовой авиабазы ВВС РККА в Киевском и Львовском военных округах. Затем, с апреля 1945-го по сентябрь 1950-го, – в составе 513-го истребительного авиаполка 331-й истребительной авиадивизии 5-го Винницкого Краснознаменного ордена Кутузова и ордена Богдана Хмельницкого штурмового авиакорпуса (ШАК), которым командовал знаменитый летчик и военачальник, Герой Советского Союза Николай Каманин, в последующем – руководитель подготовки советских космонавтов.

В период войны 5-й штурмовой авиакорпус, в том числе входивший в него 513-й истребительный авиаполк, вел активные боевые действия на советской территории, а также в Польше, Румынии, Чехословакии. Возвращения наших самолетов и летчиков с боевого задания механики, техники самолетов ждали в невероятном напряжении и волнении. Тяжело переживали гибель наших летчиков, техников и самолетов и с радостью встречали их благополучное возвращение на свой аэродром.

Были и случаи, когда технический состав 177-й передовой авиабазы в составе ремонтной группы посылали ремонтировать поврежденные в бою самолеты, которые производили вынужденную аварийную посадку. Однажды Александр Станиславский подготовил вылет самолета генерал-лейтенанта Василия Сталина, который прилетал на их аэродром. Вспоминает Александр Иванович и летчиков, которые летали на самолетах, которые он обслуживал как механик, – Привалов, Медведев, Яшников, Полежаев, Кравцов. В 1945 году он готовил к вылетам самолет командира авиаполка Василия Кравцова, производил послеполетное обслуживание машины, отвечал за этот самолет. Вспоминает и механиков-техников Андронова, Новоженина, Буркова, Костина, Иванникова, вместе с которыми служил.

– Доводилось за одну ночь с двумя товарищами-мотористами заменить на поврежденном самолете неисправный авиадвигатель, – вспоминает Александр Иванович. – Очень сложно было...

Станиславский считался классным техником, он мог с закрытыми глазами собрать штурмовик Ил-2. Но любимым самолетом считал Як-3, истребитель легчайшей конструкции…  

 За период войны Александр отремонтировал более 70 поврежденных самолетов, собрал около 40 новых машин различных типов, поступавших на фронт с советских авиазаводов, – это Як-7, Як-9, Ил-2, Ла-5, Ла-7, Ли-2, Пе-5. Среди самолетов, которые он готовил к боевым вылетам и проводил послеполетное обслуживание, были и американские бомбардировщики В-29.

Александр Станиславский обеспечил более 300 боевых самолето-вылетов, из которых 200 вылетов штурмовика Ил-2, а за весь период его службы в Военно-воздушных силах – более тысячи самолето-вылетов.

2-2.jpg
Лидия и Александр Станиславские. Февраль 1949 года

«Это не так просто»

День 9 мая 1945 года старшина Александр Станиславский встретил на аэродроме в польском городе Перемышль. Самолеты и личный состав (летчики, техники) находились в постоянной боевой готовности к вылету.

– Мы на очередном дежурстве находились, самолеты были в полной боевой готовности. На полевом аэродроме ждали команды «К боевому вылету!», – вспоминает Александр Иванович. – Неожиданно в воздух полетели световые ракеты, послышалась стрельба, оружейный салют. По радиостанции связались с командованием авиаполка и узнали: долгожданная Победа! Все вылеты самолетов были отменены, все радовались окончанию войны и нашей Победе, поздравляли друг друга… Но 27 миллионов ушедших на тот свет, цветущие люди погибли, это не так просто… Вся жизнь исковеркалась из-за этой войны, и дожили до Победы, и небольшая радость – остался в живых….

За участие в боевых действиях Александр Иванович награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Германией». После окончания войны и до октября 1950 года продолжил военную службу старшим авиационным механиком в 513-м истребительном авиаполку 5-го ШАК 14-й Воздушной армии. Полк базировался в Крыму, на аэродроме Багерово под Керчью, который входил в состав 71-го специального испытательного полигона ВВС – воинская часть Дальней авиации СССР специального назначения. Станиславский освоил стратегический бомбардировщик Ту-4, новую реактивную авиационную технику – самолет МиГ-15, готовил ее к вылетам, обучал послевоенное поколение воинов-авиаторов.

2-3.jpg
Александр Иванович Станиславский с дочерью Татьяной

После войны

В 1949 году он женился, в семье Александра Ивановича и Лидии Александровны Станиславских выросло двое детей, – дочь Татьяна и сын Сергей. Уволившись в запас осенью 1950 года, вместе с семьей переехал в казахстанский город Текели, где до 1957-го работал на свинцово-цинковом комбинате бригадиром ремонтников, старшим дежурным электриком, начальником хвостового хозяйства. Затем Станиславские жили в Талды-Кургане, там Александр Иванович, пройдя ступени механика горного участка, старшего энергетика и главного механика СМУ, ПМК, инженера отдела главного механика треста, с 1969 по 1977 год работал директором объединения дирекции строящихся предприятий треста «Талды-КурганСтрой».

Параллельно, в 1969 году, окончил сельскохозяйственный техникум. За послевоенное время Александр Станиславский награжден знаком «Ударник 11-й пятилетки», медалью «За освоение целинных и залежных земель», «Ветеран труда». Выйдя на пенсию в 1985 году, Александр Иванович вскоре переехал в город Азов, Ростовской области, где до 1996 года работал на предприятиях Азовского оптико-механического завода. Принимал активное участие в общественной работе, был избран депутатом Азовского горсовета. С 1996 по 2013 год семья Станиславских жила в Усть-Илимске, а затем, после кончины супруги, Александр Иванович переехал в Иркутск. У ветерана четверо внуков и 7 правнуков.  

С 2014 года Александр Иванович является членом оргкомитета по проведению патриотической акции «Память жива», посвященной героям, защитникам, военачальникам нашего Отечества, принимает активное участие в общественной работе, в ветеранском движении, во встречах с молодежью.

И сегодня Александр Иванович Станиславский остается в строю старейших, действующих ветеранов, патриотов нашего Отечества, является образцом служения нашему Отечеству, ярким примером подражания для нашей молодежи, которой он передает свои знания и жизненный опыт.

Николай Кустов, ветеран военной службы, для ИА «Альтаир».
Фото из архива А.И. Станиславского и автора


Яндекс.Метрика