... Иркутск
Доллар
Евро

Попрошу не выражаться!


3.jpg

В начале мая президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий использование нецензурной лексики. Закон распространяется на кино, телевидение, радио, литературу и СМИ. Под запрет по использованию нецензурных выражений также попадают публичное исполнение произведений, театральные постановки и другие культурные мероприятия. О том, как сможет русский прожить без мата, наше агентство интересовалось у представителей науки, искусства и простых обывателей.

Марина РАЗБЕЖКИНА, кинодокументалист, член Союза кинематографистов России, Гильдии неигрового кино и телевидения, Российской Академии кинематографических искусств «Ника», Европейской Академии киноискусства:

«С 1 июля вступит в силу закон, который запретит использование матерных слов в искусстве. В одном из документов Роскомнадзора разъяснен список этих слов: «нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы».

Постеснявшись впрямую назвать запретные слова, чиновники обеспечили им дополнительную сакральность. Видно, что сами они понимают толк в обсценной лексике, но нам не разрешают. Игра такая: мы – дети, к тому же неразумные. А они – взрослые, которые лучше знают, что такое хорошо, а что такое плохо. Между тем, я, как лингвист-славист по первому образованию, тоже знаю, что язык нельзя поправить, улучшить, регламентировать. Язык нельзя запретить, убить и переформатировать.

Так что данный запрет не против языка, а против сложной жизни, которую проживает человек с разным опытом, в том числе, и языковым. Искусство призвано этот опыт примечать, использовать, отражать, понимать человека, в том числе и через его язык.

В тайге нельзя сказать «медведь». Косолапый, хозяин, барин, Михайло Иваныч – все что угодно, только не медведь. Иначе появится. А он все равно приходит! Так и слово. Сколько не запрещай – оно придет и украсит эту черно-белую жизнь, которую нам пытаются навязать».

Николай ТАРХАНОВ, кинооператор, режиссер, член Союза фотохудожников России, председатель Иркутского фотографического общества:

«В советское время, за нецензурную брань в общественных местах штрафовали. Если «матерки» раздавались в школьных коридорах, то, родителей «автора» могли вызвать в школу. С годами матерное слово стало, как мне кажется, «общепринятым», «приемлемым в использовании». Медийные лица допускают матерщину с экранов телевизоров, за ними тянется молодое поколение: «Если так говорят кумиры, значит это правило». Мат легко найти и в Интернете, он «вернулся» на улицы. Сейчас вполне «нормально» услышать «крепкий перебор» от проходящих мимо миловидных девушек. Это норма? Такими темпами через надцать лет матерщину, как «норму», включат в программу изучения русского языка в средней школе».

Владимир РАБИНОВИЧ, заведующий кафедрой рекламы ИГУ, доцент, кандидат исторических наук:

«Закон кажется избыточным. Уже есть возрастные ограничения, введение которых объяснялось, в том числе, и присутствием нецензурной лексики. Правовая избыточность обычно является одним из признаков неэффективности правовой системы или ее излишней централизации. Не понятен механизм реализации закона. Что делать с запикиваниями и инстранными фильмами? А с «ешкиным котом» и знаменитым «пипец»? Это маты? С другой стороны, понятен посыл закона. Согласимся, что количество ненормативной лексики в публичном пространстве зашкаливает и его не мешает почистить. В том числе и для того, чтобы молодой обыватель не воспринимал ее как норму».

Татьяна ГРЕБЕНЩИКОВА, иркутянка:

«Запрет мата» меня, конечно, не радует. И не только потому, что я являюсь противником любых запретов. Такой закон не позволяет различить, где мат употребляется как самоцель – лишь бы, как говориться, «ляпнуть», а где он является незаменимым средством для передачи чего-то важного. Своим появлением этот закон вытащил из памяти массу анекдотов, причем, даже не тех, которые «с бородой», а воистину вечных и вневременных. Как например: « — А что сказал папа, когда попал себе молотком по пальцу? Только не ругайся! — Папа промолчал».

Пытаюсь представить, как этот закон будет исполняться. Что, песня «Аквариума» «Немое кино» будет сопровождаться подписью «содержит нецензурную брать»? Но это как-то сразу лично у меня вызывает вопрос: а что, это все, что вы в ней услышали? Этот закон сразу переводит в какую-то мутную «особую категорию» множество любимых мною авторов и произведений. С другой стороны, поводов очень огорчаться, на мой взгляд, тоже нет. Такого рода запреты исключительным образом стимулируют изобретательность в стремлении их не просто «обойти», но нередко еще и поглумиться попутно. Очень смешно, например, выглядят переписанные с учетом новых требований матерные частушки: «Полюбила парня я, оказался без полового органа. На полового органа мне без полового органа, когда с половым органом до полового органа»? Так что – жду развития событий. Думаю, будет интересно».

Влад ДЕМЕШКОВ, кинокритик, автор проекта «Кино без спойлеров»:

«Многие считают, что основное в этом законе – это нецензурная лексика, но есть и другие аспекты. За использование мата, кинофильму может быть отказано в получении прокатного удостоверения. Запрет демонстрации фильмов без прокатного удостоверения, да еще и с гигантскими штрафами, сразу убивает кино-клубы, частные показы, даже если ты договоришься с правообладателем. Если прокатное удостоверение закончилось, то ты не можешь его показать, пока не получишь новое.

Суть закона в том, что фильмы теперь нуждаются в пометке «прошел проверку государством». В итоге гигантский массив фильмов останется неприкасаемым. Если ты сам снял фильм, смонтировал его и захотел показать – иди, получай прокатное удостоверение. Кино загнали под стол. Единственный выход – это фильмы, вышедшие до 1972 года, которые сейчас являются «общественным достоянием». В Законе не прописано как будут регламентироваться такие фильмы, в нем указано фильмы без прокатного удостоверения.

Я не уверен, что это намеренная попытка контроля кинобизнеса. Скорее всего, разработчики законопроекта нашли легкий способ, уцепились за «нецензурную лексику», а побочный эффект от нововведений коснется любых показов».

 


Яндекс.Метрика