Общественный совет при Законодательном собрании Иркутской области на своем заседании 12 октября рассмотрел вопрос, в котором сплетаются многие проблемы нашего региона да и всей страны в целом, – «О перспективах перехода общеобразовательных организаций Иркутской области на односменный режим обучения». Главное, чего не хватает для такого перехода, это сами школы, а дальше список расширяется с каждым шагом: учителя, жилье для учителей, средства в бюджете на содержание школ и так далее.
Искать ответы на вопросы общественников пришлось министру образования Максиму Парфенову, вместе с ним приглашение Общественного совета приняли мэр Иркутского района Леонид Фролов и заместитель мэра Иркутска Виталий Барышников. Председатель Общественного совета Алексей Соболь напомнил, что в настоящее время не менее 15 процентов школьников области учатся в две, а то и в три смены. Правительство РФ поставило задачу к 2030 году перевести все школы на односменное обучение, и кое-где даже в Иркутской области есть школы, в которых «хочется учиться». Эту точку зрения поддержал и председатель Законодательного собрания Александр Ведерников: в Иркутском районе ежедневно к месту учебы приходится возить до 15 тысяч детей, многие школы перегружены в два раза от нормативной численности учащихся.
– Безусловно, мы должны постараться привлечь федеральные средства. Но нужно изучать и практики привлечения частных средств, в том числе концессионные соглашения. Можно посмотреть на целевые облигационные займы – возможно, это будет наиболее эффективный и дешевый для областного бюджета вариант. Такая практика уже есть в Челябинской области, и нужно разобраться в финансовом содержании таких займов. В любом случае главная мысль: если мы будем решать проблему существующими методами, то это приведет к коллапсу. Значит, нам нужно взяться новыми, может быть, даже неожиданными методами. Если эта схема сработает на школах, то дальше можно будет распространить ее на детские сады и другие учреждения. Но школы – это сегодня самое главное, – напутствовал членов Общественного совета спикер ЗС.
Министр образования рассказал, что в 2021 году в области работают 884 школы, в которых учатся 341 270 детей. Из всех школ 262 работают в две смены, во вторую смену учатся 72,5 тысячи детей, третья смена ликвидирована. Министр пояснил, что это несколько хуже, чем было до эпидемии коронавируса, потому что по новым санитарным требованиям дети должны заниматься в одном классе и таких кабинетов нужно больше, чем раньше. В Иркутске учатся в одну смену только в пяти школах, более 34 тысяч детей вынуждены учиться во вторую смену. Для решения проблемы в области строятся 19 школ на 9 тысяч мест, однако далеко не все они возводятся в самых загруженных муниципалитетах – Иркутске и Иркутском районе. До конца 2021 года введут девять школ на 6 тысяч мест.
Иркутская область в 2021 году подала заявки на получение федеральных средств и получит деньги на строительство трех пристроев к действующим школам. Продолжается процедура выделения средств еще на четыре школы (в том числе в Иркутске на улице Норильской и микрорайоне Березовом) по «демографической субсидии». Если средства будут выделены, школы могут быть построены к декабрю 2023 года. Максим Парфенов сообщил, что правительство области ведет усиленную работу с Министерством просвещения РФ и банком ВЭБ, потому что чем дольше идет рассмотрение заявки на федеральном уровне, тем меньше времени остается на строительство.
– Для Иркутска и Иркутского района более правильно строить большие объекты, с большой наполняемостью – это делает дешевле одно место, – пояснил министр. И сразу огорчил собравшихся констатацией: к 2025 году мы проблему перехода на одну смену не решим.
По оценке министра, можно только максимально снизить показатель по второй смене, именно поэтому строятся школы на 1250 мест и планируется школа на 1500 мест. Однако все упирается в возможности строительного комплекса. Поэтому удачным решением для Иркутска становится строительство пристроев к существующим школам на уже освоенных землях. Новые корпуса, кстати, выглядят и оснащены лучше, чем старые. Министр видит решение проблемы в одном: строительство с максимальным использованием привлеченных федеральных средств и использование мощностей профессиональных учреждений для нужд общеобразовательных школ.
Главный редактор газеты «Восточно-Сибирская правда» Александр Гимельштейн попросил прокомментировать петицию о переходе на пятидневную рабочую неделю для школ. Под ней уже собрано более 5,2 тысячи подписей, и в целом настроения такого рода очень сильны. Министр напомнил, что решение о переходе на пятидневку принимает сама школа, сам он «внутренне готов» поддержать такую инициативу, потому что по субботам в расписании стоят, как правило, физкультура и факультативы. Но министр понимает и руководителей школ, которым нужно переработать образовательную программу, втиснув ее в меньшее количество часов.
– Кроме того, дети должны быть или с семьей, или в дополнительном образовании, чтобы мы не получили ничем не занятых детей, – отметил министр.
Отчасти министр утешил членов Общественного совета тем, что три года подряд в Иркутской области сокращается количество воспитанников детских садов, а в 2021 году впервые сократилось количество первоклассников – сразу на 400 человек. Тем не менее школы строить нужно, потому что школьный цикл занимает 11 лет и к моменту завершения строительства новые школы пустовать не будут. Александр Ведерников поддержал министра, заявив, что, если когда-то школы будут загружены не в полной мере, их займут учреждения дополнительного образования – музыкальные, художественные и иные школы, о которых сейчас в области «почти забыли».
Подводя итоги дискуссии, Алексей Соболь предложил министерству несколько шагов по решению проблем второй смены. Общественный совет предлагает, в частности, провести капитальный ремонт школ; рассмотреть возможность использования в качестве школ зданий, принадлежащих правительству области и органам местного самоуправления в муниципалитетах; активно использовать лоббистские возможности избранных депутатов Государственной думы для получения дополнительных денег на строительство школ.
Начальник управления образования Иркутского района Роман Зарипов напомнил, что в районе населенные пункты растут неравномерно – самая сложная обстановка в Марково и Хомутово. Однако есть и небольшие населенные пункты, где при нормативной загрузке 1800 детей нужно 2500 мест. Району нужно не менее 17 школ и не менее 830 учителей, потому что нагрузка в среднем превышает 30 часов, а на учителей русского языка и математики – более 34 часов в неделю. Виталий Барышников поддержал коллегу, заявив, что в Иркутске «ситуация ничуть не лучше». Иркутск и Иркутский район постоянно испытывают миграционный прирост, при этом в областном центре дети и подростки проходят весь цикл обучения – от дошкольного до высшего. В школах Иркутска не хватает 24 тысяч мест. Концессионный механизм не представляется идеальным решением проблемы, поскольку существуют вопросы с оформлением собственности на землю и сроками расчета со строителями. Пока удается возводить пристрои, но это приходится делать на месте стадионов и других объектов.
– В настоящее время решение проблемы второй смены в Иркутске невозможно, – отметил Виталий Барышников и привел пример школ, которые перегружены ровно в два раза от норматива.
Нагрузка на учителя составляет как минимум 1,85 ставки, хотя средняя по России 1,35. Городу нужно не менее тысячи учителей, чтобы хотя бы дойти до среднего показателя по стране, а программа «Земский учитель», например, на города в настоящее время не распространяется. Переход на пятидневку, выполненный в школе № 19 в порядке эксперимента, не кажется заместителю мэра удачной идеей – хотя бы потому, что уровень образования будет не такой, как хотелось бы.
– Я уверен, что все вопросы нужно решить. Нужно искать новые, нетрадиционные способы решения. Мы говорим о том, что концессия – это не страшно. Когда-то в сельском хозяйстве боялись слова «лизинг», а теперь все работают. Не нужно бояться нового. Если бы мы не знали, как проектировать и строить, если бы были проблемы с эксплуатантами – ничего это нет. Мы только хотим понимать прозрачность и чистоту финансовых расчетов, чтобы не принять на областной бюджет двойную нагрузку, – подвел итог дискуссии Александр Ведерников.