... Иркутск
Доллар
Евро

«Что, праздник, в имени твоем?»: досужие размышления о красных днях календаря

Вопрос, вынесенный в заголовок, предполагает два ответа. Один – и его в нашей стране придерживается большинство – звучит в просторечии примерно так: «Не надо заморачиваться! Не важно, что праздновать, главное – праздновать. Мы так привыкли, и пусть останется как есть, без этих самых… реформ». Второй ответ, наверное, сложнее: «Давайте все же разберемся – что, где, когда и почему. Это, конечно, не размер зарплаты или уровень цен, но с неразберихой в голове мы обречены и дальше плыть неизвестно куда, без маршрута и ориентиров».

Пожалуй, в обоих ответах можно найти как изъяны, так и преимущества. Первый слишком примитивен, но и легкий, беззаботный, как раз для праздничных дней. Второй, напротив, повыше интеллектом, но слишком насуплен и накручен. Посему, признавая за первым ответом полное право на существование, двинемся все же по второй дороге – просто потому, что насчет ответа №1 и размышлять-то нечего: бери да пользуйся. А по второму очень даже есть о чем.   

Согласно текущей редакции Трудового кодекса РФ, в котором перечислены официальные праздники, выходными (нерабочими) являются новогодние каникулы, Рождество (7 января), День защитника Отечества (23 февраля), Международный женский день (8 марта), Праздник весны и труда (1 мая), День Победы (9 мая), День России (12 июня) и День народного единства (4 ноября).

По большому счету, только два из красных дней календаря не вызывают сомнений: Новый год и День Победы. Кстати, именно они (чередуя первое и второе места) лидируют по результатам социологических опросов как наиболее важные и популярные. Правда, существуют разногласия, как именно и насколько продолжительно их отмечать, но это уже отдельный разговор. 

За ведущим тандемом следует Пасха, но она автоматически выпадает на воскресенье, дополнительный выходной к ней не добавляют, а потому статуса официального (государственного) праздника ей как будто и не требуется. В общем, не слышно громких споров и о Рождестве Христовом, хотя пару нюансов здесь найти можно. Во-первых, у нас светское государство (во всяком случае, пока), а Рождество – государственный праздник. Во-вторых, Господь – один на всех, а даты его Рождества разные: у католиков 25 декабря, а у православных – 7 января. При этом именно Римско-католическая церковь руководствуется астрономически более точным, григорианским, летоисчислением. Тем, которым пользуемся и все мы. Посему юлианский календарь, отстающий на 13 дней, не более чем анахронизм. Однако для Русской православной церкви устранение этого, казалось бы, пустяка является серьезнейшей проблемой. Ведь переход на григорианский календарь можно понять как первенство, «правильность», верховенство Ватикана в делах христианской веры. Так и живем, пытаясь совместить рождественский пост (по новому стилю он длится до 6 января включительно) с хлебосольством новогоднего стола, или вообще делаем вид, что такого абсурда не существует.    

Далее ситуация обостряется. «И ходят в праздной суете разнообразные не те». Противоречивость Дня защитника Отечества налицо. До недавних пор это был День Советской армии и Военно-морского флота. И не просто День, а день основания. Закономерный вопрос: а куда в таком случае исчезла вся предыдущая армия с ее многовековой славной историей? Вопрос не праздный (хотя и не праздничный), ведь, например, Владимир Путин неоднократно говорил о непрерывности отечественной истории, необходимости ее цельного восприятия, без забвения, но и без выпячивания, неоправданного возвеличивания ее отдельных периодов и событий.

Да, существуют дни воинской славы. Но они не являются выходными, хотя каждый из них (например, годовщина Куликовской, Полтавской или Бородинской битвы) намного значимее, чем неприметный день 23 февраля 1918 года. В конце концов, и в советский период были куда более яркие вехи доблести и героизма. Скажем, завершение Сталинградской битвы 2 февраля 1943-го – как оказалось, переломной в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

1-1.jpg
Почему женщины-военнослужащие и женщины-военнообязанные не считаются защитниками Отечества, а мужчины, никогда не имевшие никакого отношения к военной службе, считаются? Фото ok.ru

Вторую неясность вокруг Дня 23 февраля оттеняет День 8 Марта. Очень многие считают, что раз 8 Марта – женский праздник, то День защитника Отечества – мужской. Если так, то почему женщины-военнослужащие (а их скоро будет четверть личного состава Вооруженных сил) и женщины-военнообязанные не считаются защитниками Отечества, а те мужчины, кто по различным причинам никогда не имел никакого отношения к военной службе, считаются? Надо или 23 февраля поздравлять женщин не меньше, чем мужчин, или официально переименовать День защитника Отечества в День мужчин. Так будет справедливее и точнее.

Первомай и в советское время воспринимался как просто выходной. Впрочем, может быть, сейчас у Международного дня солидарности трудящихся как раз более удачное название: теперь 1 Мая – символ окончательного прихода весны и садоводческих забот. Хотя в плане традиций (как отмечать) – точнее, их отсутствия – это по-прежнему праздник «ни о чем».

А вот с Днем России (12 июня) большие неувязки. Это, если кто забыл, дата принятия в 1990 году Декларации о государственном суверенитете РСФСР, то есть краеугольный камень в распаде СССР. На официальном уровне исчезновение Советского Союза принято сейчас осуждать, а вот День 12 июня предписано почему-то праздновать. Определились бы уже наконец…

1-2.jpg
«На посошок» – новодел-«свежачок»: День народного единства (4 ноября), учрежденный по соображениям махровой конъюнктуры. Фото naslednick.ru

И «на посошок» – новодел-«свежачок»: День народного единства (4 ноября). За отсчет взяли годовщину изгнания поляков из Москвы аж 400 с лишним лет назад. Почему именно это событие? Скорее всего, из-за махровой конъюнктуры – недалеко от отмененного 7 ноября. Плюс к тому, как раз 14 лет назад, когда учредили День народного единства и отменили праздник Октябрьской революции, резко ухудшились отношения с Польшей, чье руководство решительно поддержало первый («оранжевый») Майдан в Киеве. Вот и сбацали…

…А может, ну его – ворчать? Праздники на дворе, веселись, страна! А то что, сплошные «сапоги всмятку», винегрет да крем-брюле – так время такое: между прошлым и будущим. Эх, знать бы только – надолго ли застряли? 

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»


Яндекс.Метрика