Когда звучит слово «доверие», иные морщатся и пренебрежительно бросают: «Что вы нам тут про мораль, мы – люди конкретные, не лохи с ботаниками. Рассказывайте об этом в институтах благородных девиц и всевозможных искусств». Такой подход – одно из величайших заблуждений нашего времени, а заодно и отражение массовых настроений, то есть времени, в котором мы живем.
«В любом экономически успешном обществе жизнеспособность хозяйственных объединений зависит от их уровня внутреннего доверия», – резонно утверждает один из крупнейших философов современности Фрэнсис Фукуяма. Впрочем, цитат на этот счет несть числа. Доверие друг к другу, доверие в государстве, к государству, со стороны государства к населению и наоборот. Степень взаимного доверия – едва ли не решающий фактор не только духовной жизни, но и политики с экономикой. Те или иные решения избирателей и, напротив, самой власти, продиктованы именно степенью всеобщего доверия или недоверия.
Фрэнсис Фукуяма одним из первых сформулировал значение доверия как обязательного внеэкономического, социокультурного условия для создания эффективной экономики. Фото regnum.ru
Контролирующие функции – это, конечно, хорошо, это важно и нужно. Но одно дело, когда они подкрепляют высокий уровень взаимного доверия. А другое – когда являются главным, а то и единственным средством коммуникации. «Не обманешь, не продашь», – увы, такое правило нередко в ходу.
Между тем доверие – стержень всего и вся: от бытовых отношений, частной жизни до высот экономики и политики. Купеческое слово в прежней России было не менее весомой гарантией выполнения обещанного, чем документ, официально заверенный государством. И это обстоятельство было определяющим для делового климата. Очень контрастирует с нынешними попытками ловчить даже при наличии подтверждающих документов. «Здесь вам не тут!» – говаривал в таких случаях Виктор Черномырдин.
Не случайно уровень повседневного доверия большинства жителей России к государству, к общественным институтам, сфере предпринимательства чрезвычайно низок, хотя и поразительным образом сочетается с высокими процентами поддержки на выборах. Мы все время ждем «подставы», обмана, невыполнения обещанного и безграничного воровства. Ответ примерно такой же: сверху – если отбросить мишуру и конфетти публичных заявлений – считают «народец» никчемным, ленивым, вороватым. И проблема даже не в том, насколько такое отношение соответствует действительности, а в том, что оно в принципе правит бал и владеет умами.
И на международном уровне. Скажем, контроль над ядерными вооружениями предполагает мощную систему контроля. Но и здесь взаимное доверие трудно переоценить. Одно дело, когда ваш партнер-соперник четко и честно выполняет все обязательства, другое – когда вы видите: да, в принципе выполняет, но при малейшей возможности стремится утаить, схитрить, обмануть. Раз такое дело, то и вы начинаете вести себя несколько иначе.
Более 30 лет назад американский президент Рональд Рейган, характеризуя отношения между США и Советским Союзом, напомнил русскую поговорку «Доверяй, но проверяй». Тем не менее тогда, на короткое время, «проверяй» стало пусть и важным, но лишь дополнением к «доверяй». И, по большому счету, это оптимальный вариант. Не будет доверия, а значит, и общественной гармонии – не помогут и проверки, не добиться и экономического процветания.
В этой связи тревожнее даже не то, что уровень общественного доверия низок, а то, что он не повышается, а снижается дальше. Как возражение слышны разговоры о тысячелетних российских стереотипах, но, похоже, они от лукавого. Не так уж все плохо, и достаточно первотолчка, чтобы быстро развернуть общественные настроения в другую сторону. Правда, для этого, как говаривал Архимед, нужна точка опоры. Дорогу осилит идущий, но пока… пока слова и власти, и очень многих из нас часто расходятся с делом. Словно в библейской притче: «Многие званы, но немногие избраны».
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»