... Иркутск
Доллар
Евро

«Чуть помедленнее, кони…»: слово патриарха не совпало с генеральным курсом?

Вообще-то, по большому счету, предстоятель Русской православной церкви «ничего такого» не сказал. Ну призвал власть в предпасхальном выпуске программы «Слово пастыря» по Первому каналу «не становиться тиранией», предостерег от «личной гордыни и превозношения». Но если в контексте всего выступления Кирилла накануне Пасхи, да и предыдущих выступлений… Да и в целом отношений нынешнего патриарха Московского и всея Руси с властью (прежде всего, с Кремлем)… Да и отношений РПЦ и светского руководства страны (поздней империи/СССР/России) уже многие годы…

Короче, событие все же неординарное. И то, что в пасхальном обращении патриарх не стал продолжать щекотливую тему, ситуацию принципиально не меняет. Не меняет и, как уже отмечено, расплывчатость, обтекаемость, неконкретность «антитиранической» фразы. Разумеется, ее можно толковать как порицание исключительно в адрес местных начальников, типа «если кто-то кое-где у нас порой». И все-таки слово не воробей, сказанного не вернешь, а кто хотел услышать, тот услышал. Тем паче, что Кирилл уточнил: «Я имею в виду всех. И церковную власть, и светскую власть. И духовенство, и мирян. И всяких начальников – больших и малых».

2-1.jpg
Предстоятель Русской православной церкви все же допустил легкий диссонанс в симфонии, и это не обязательно случайность. Фото stolica-s.su 

«Есть мнение», что патриарх должен быть всегда в тренде, не отклоняться от генерального курса, не использовать формулировок, которых нет в государственном словаре. К этому, по большому счету, уже все привыкли. А раз так, то «ничто на Земле не проходит бесследно» – любое отклонение сразу режет слух, не проходит незамеченным.

На какой же все-таки сигнал решился глава РПЦ? Что подразумевает? Толкований может быть множество и, кстати, официальные разъяснения от самой Церкви (если, конечно, они последуют) едва ли закроют тему. Ибо сказано может быть одно, а в мыслях остаться другое. И определение «ложь», «неправда», «лицемерие», «фарисейство» тоже вряд ли соотносятся с истинным положением вещей. Оно, это положение, куда сложнее и многограннее.

Если об авторской версии, к тому же без обиняков, напрямую, то у патриарха, скорее всего, нет симпатий к непарламентской/несистемной оппозиции. К тому же, повторно, в традициях Русской православной церкви (в отличие от некоторых ее собратьев во Христе – например, католиков) льнуть к государственной власти, создавать с ней симфонию, а по-светски – выступать в роли младшего партнера, а порой и подносчика снарядов.

Однако, с другой стороны, православному христианству тоже присущи традиции милосердия, сострадания, сочувствия к «падшим и убогим». И вот где-то в глубине, под пластами иной, «громыхающей» риторики, все же возникает ощущение черты, которая существует у «закручивания гаек». Границы, за которую не должна переходить численность «экстремистов», «иностранных агентов», «нежелательных организаций». Между тем они плодятся с такой скоростью, что невольно вспоминается сталинская установка на февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 года: «чем больше у нас успехов, тем ожесточеннее сопротивление врагов». Та установка имела определенные последствия…  

Конечно, можно и дальше не замечать специфическую атрибутику нашего времени, не проявлять чуткости к участникам несанкционированных акций, рассматривая их исключительно как нарушителей закона и пешек в чьей-то игре. Но, опять же, у этого «не замечать» есть некий предел. И, не исключено, что патриарх намекнул на близость этой черты. Не более того – без сомнения, Кирилл является сторонником нынешнего президента, и лепить из главы РПЦ чуть ли не диссидента было бы сущей нелепицей. К тому же патриарх уточнил, что «исполнение начальственных функций… требует, в том числе, иногда ограничения свободы других». Но и не менее: предстоятель все же допустил легкий диссонанс в симфонии, и это не обязательно случайность.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»             

 


Яндекс.Метрика