Первые самолеты МС-21, которые собирают на Иркутском авиазаводе, должны поступить для эксплуатации в компанию «Аэрофлот» в сентябре 2025 года. Но для этого лайнеру нужно получить дополнительный сертификат к тому, что был выдан до начала событий в феврале 2022 года, из-за которых в отношении России ввели экономические санкции. Об этом в эфире РБК в рамках Петербургского международного экономического форума рассказал глава Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), куда входит иркутский завод, Юрий Слюсарь.
«У нас совершено порядка 1200 полетов на МС-21, получен необходимый сертификат, но он, к сожалению, получен с иностранными комплектующими. Мы были готовы к началу серийного производства. Порядка 12 планеров серийных уже Иркутским авиазаводом было сделано. Теперь нужно получить дополнительный к действующему сертификат – это порядка 200 полетов, которые должны начаться в сентябре 2024 года. Наша задача за год эти 200 полётов на трёх машинах отлетать. И с сентября 2025 года начать поставку МС-21 в компанию «Аэрофлот». Мы все этого ждем, а она ждет, наверное, больше всего», – сказал Слюсарь. По его словам, «Аэрофлот» уделяет большое внимание проекту, формулируют свои требования к самолету – причем не только с технической точки зрения, но и в плане выстраивания всей экосистемы вокруг эксплуатации лайнера: обслуживания, поставки запчастей, обучения специалистов и так далее.
«Коллеги уже многие годы работали с западными технологиями, вокруг этого выстроилось всё, начиная от культуры и заканчивая документацией. Поэтому нам важно сейчас эту иностранную экосистему вокруг «Боинг» и «Эйрбас» заменить российской», – отметил президент ОАК.
Первоначально первые МС-21 авиакомпаниям планировалось поставить в 2024 году, но в мае стало известно, что срок перенесен. Всего к 2030 году планируется поставить 270 МС-21, которые собирает Иркутский авиазавод. Перенос сроков связан с санкциями западных стран, которые ввели, начиная с февраля 2022 года.
Предполагается, что «Аэрофлот» должен получить 18 самолетов МС-21. В число других компаний, которые будут эксплуатировать лайнер, войдут также дальневосточная «Аврора» (хотя ранее говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты) и белорусская «Белавиа». Кроме того, в Беларуси планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.
МС-21 – среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.
Весной 2024 года власти объяснили, с чем связаны задержки в производстве МС-21. В корпорации Ростех, в частности, говорили, что пока не сформирован финальный облик лайнера, кроме того, из-за замещения деталей изменились весовые характеристики МС-21. Однако в глобальном смысле отрасль авиастроения пока пересмотрела приоритеты в сторону боевой авиации.