Те, кто постарше, помнят праздник 7 ноября – «красный день календаря» или, в официальной версии, очередная годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Многолюдные демонстрации во всех городах страны – по существу, принудительные, но тогда на это никто не обращал внимания. Пройтись, пообщаться в непринужденной обстановке с друзьями, коллегами по работе, а затем перейти к неофициальной части – праздничному застолью. Таким был распорядок явного, прямо-таки подавляющего большинства.
Примечательная деталь 70–80-х годов – мало где за столом вообще упоминали о том, что именно праздновали. Ни слова о революции, Ленине, большевиках, коммунизме, пятилетках. Просто хороший, привычный, ставший советской традицией повод собраться вместе. Да, на мероприятиях в райкомах-обкомах о Великом Октябре все же говорили – статус обязывает. А в народе, как правило, ни слова. Разве что пару-тройку анекдотов о «бровастом» – Леониде Ильиче Брежневе, да и то не в каждой компании и не после первой рюмки.
Демонстрация 7 ноября в период «развитого социализма» – хорошее настроение и минимум интереса к смыслу праздника. Фото zen.yandex.ru
Прошли годы, даже несколько десятилетий. И вот нарастает волна против удаления большевистско-коммунистической символики – во всяком случае, там, где существовали прежние, изначальные названия. Среди сторонников «красной топонимики» есть идейные люди, но большинство высказывается в том духе, что «это ведь было, не надо зачеркивать, забывать наше прошлое», «мы так привыкли».
Тут сразу несколько моментов. Во-первых, между «убрать с постамента, снять вывеску» и «забыть, зачеркнуть» ставится знак равенства. Хотя забывать как раз никто не призывает. Более того, забывать категорически не надо. Наоборот, давайте больше узнавать о прошлом. И этот призыв не случаен. Парадоксально, но факт: противники красных знают о деятельности большевистских вождей, как правило, больше и из большего круга источников, чем сторонники. Там, как уже сказано, мало конкретных знаний, а просто «мы над этим не задумывались, но мы привыкли». То есть, во-вторых, мы по кругу возвращаемся к празднованию 7 ноября последних десятилетий советского периода. Никто (или, во всяком случае, мало кто) задумывался, что именно он празднует. Никто (или мало кто) знал о событиях первых десятилетий XX века хоть чуть больше, чем было написано в вузовском учебнике истории КПСС. А очень многие не знали даже этого. Но у всех было хорошее настроение, и праздник шел своим чередом. И в нем, как в кристально чистой воде, отражались особенности массового восприятия прошлого и настоящего, понимания собственной истории. Особенности, которые, несмотря на буквально вал новой, доселе неизвестной информации, обрушившийся в перестроченные, да и в последующие годы, доказали свою живучесть.
Для людей возрастом помоложе эти сентенции автора могут быть непонятны и считайте что в пустоту. Но на выборах-то – се ля ви! – голосуют в основном люди старшего поколения, а потому и очень многое, особенно имеющее отношение к власти, формируется и действует у нас по советским, казалось бы давно отжившим, лекалам. Вот именно что «казалось бы». Привычки, традиции, устои, скрепы, о которых идет речь, пусть и в другой, подновленной и вроде как рыночной упаковке, переживают сейчас очередное возрождение, растут и крепнут как на дрожжах.
А зачеркивать прошлое никто не собирается. И та же история КПСС – вполне себе интересная и по-прежнему актуальная тема. Как, скажем, история Демократической и Республиканской партий США или британских лейбористов с консерваторами, не исключается и гитлеровская НСДАП. Другое дело, с каких позиций, опираясь на какие источники, изучать. Ведь термины «исследовать» и «прославлять» (парные варианты: «помнить» и «поддерживать»; «знать» и «уважать»), как сказали бы некоторые из одесситов, это две большие разницы.
Владислав Сурков: «Человек, случайно получивший свободу, торопится ее отдать». Фото bierdeckeli.ru
Памятники привычным героям и анафема не менее привычным злодеям, Октябрь-1917, история ВКП(б)–КПСС – лишь небольшая часть, песчинка в огромном пласте стереотипов народного сознания. Разговор на эту тему подобен ящику Пандоры, стоит только приоткрыть. Там есть и добрые феи, и сладкоголосые химеры, и Мордор, и Волан-де-Морт. А рефреном, лейтмотивом, от которого отталкиваются, на который опираются дальнейшие рассуждения, вполне может стать циничная по сути, но, увы, точная по содержанию мысль. «Человек, случайно, без осознания, получивший свободу, торопится ее кому-нибудь отдать, энергично ищет себе повелителя», – сказал Владислав Сурков, один из ведущих политтехнологов Кремля и, как сказали бы в стародавние времена, особа, приближенная к императору.
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»