... Иркутск
Доллар
Евро

Юрий Пронин: «В Иркутске раскол 1917 года ощутим и сейчас»

40.jpg«Призывы к национальному примирению накануне столетия Февральской и Октябрьской революций 1917 года неплохо выглядят в теории, но их трудно воплотить в жизнь», — отметил главный редактор газеты «Байкальские вести», кандидат исторических наук Юрий Пронин (на фото) на встрече-дискуссии историков, политологов, социологов, философов, журналистов, состоявшейся в Иркутске 13 февраля.

В качестве примера Юрий Пронин привел столицу Прибайкалья: «Иркутск, если исходить из всероссийской практики, — передовой город в смысле толерантности, примирения, терпимости к иным взглядам, обычаям, религиям. Только у нас, в Иркутске, соседствуют памятники Ленину, Александру III и Колчаку. Вспоминая досоветское прошлое, никто не собирается вычеркивать советскую эпоху, хотя такие обвинения — в стремлении „вычеркнуть“ — порой можно услышать. Да и как можно ее вычеркнуть? Тем не менее последующие шаги к примирению часто встречают не только непонимание, но и открытую вражду и сопротивление. В итоге мы видим, что как только речь заходит о наследии 1917 года, общественная атмосфера сразу накаляется. Поэтому я не согласен с теми, кто считает, что противостояние гражданской войны прошлого века исчезло из массового сознания, уступив место событиям, произошедшим позже».

«Например, существует настоятельная необходимость увековечить в Иркутске память выдающихся деятелей революции и гражданской войны, оставивших свой след в истории нашего города, — полагает Юрий Пронин. — Среди них отмечу генерала Петра Николаевича Врангеля, в молодости работавшего чиновником для особых поручений иркутского генерал-губернатора, и Льва Давидовича Троцкого — автора блестящих публикаций в местных газетах, побывавшего в начале XX века в иркутской ссылке. Символично, в духе примирения, что Троцкий и Врангель были по разные стороны баррикад. Однако в ответ на такие инициативы раздаются напористые обвинения в «реваншизме», «белогвардейщине», «уклонизме» и обещания «ответных действий». «Еще более сложной является проблема возвращения исторических названий улицам центральной (старой) части Иркутска, — продолжил Юрий Пронин. — Здесь уже сломано немало копий, и конца-края не видно. Зададимся вопросом: а что значит национальное, гражданское примирение по этой проблеме? Как все-таки будут называться эти улицы? Сейчас ситуация такая, что любой из двух вариантов — оставить как есть или вернуть — категорически не устраивает одну из сторон. И здесь противостояние, раскол 1917 года ощутимы и сейчас. Да, нынешние сторонники улиц Ленина и Карла Маркса — это не обязательно „красные“ образца столетней давности. А сторонников возвращения прежних (замечу, вполне нейтральных) названий, как правило, трудно назвать „колчаковцами“ или „деникинцами“. Но факт остается фактом — противостояние есть, и оно идет оттуда, из 1917 года. А власть в этой ситуации предпочитает выжидать, не занимая определенной позиции. Может, надеется, что как-нибудь само собой рассосется и обойдется? Но если болезнь не лечат, а загоняют внутрь, то итоговый эффект обычно бывает другим».

В качестве одного из элементов движения к гражданскому миру главред «Байкальских вестей» видит более значимую роль Русской православной церкви: «Ее влияние в принципе велико, но может быть еще больше, если РПЦ будет действовать самостоятельнее, а не дожидаться в каждом случае точки зрения государственного руководства. Уверен, что, к примеру, вывеска с названием трамвайной остановки „Ленина“ у подножия Крестовоздвиженской церкви — это абсолютный нонсенс. Да и по названиям улиц старого Иркутска у представителей РПЦ наверняка имеется определенная позиция. Конечно, несколько осложняет дело то, что среди верующих сейчас немало сторонников КПРФ, хотя 100 (да и 50) лет назад коммунисты были злейшими врагами церкви. Но, вероятно, священнослужители могли бы обсуждать с паствой и эту проблему — неспешно, деликатно, но, главное, обсуждать».


Яндекс.Метрика