Комиссия по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области на очередном заседании 20 марта рассмотрела результаты экспертно-аналитических мероприятий по исполнению государственных программ и выдвинула кандидатуру на должность аудитора Контрольно-счетной палаты региона.
Фото Яны Ушаковой / ИА «Альтаир»
Аудитор Контрольно-счетной палаты Лариса Мулярова представила депутатам анализ эффективности администрирования доходов от использования природных ресурсов в 2015–2017 годах. Проверка по такой теме аудиторами КСП не проводилась пять лет, и Лариса Мулярова объяснила это сложностью проблемы: проверять предстояло сразу четыре министерства и агентства Иркутской области.
— Объем администрируемых доходов превысил 6,2 млрд рублей, в том числе за 2015 год — 1,7 млрд, 2016-й — 2 млрд, за девять месяцев 2017-го — более 2,1 млрд. Очевидно, что и общая сумма доходов, и доля поступлений в бюджет Иркутской области увеличиваются. Плановые платежи за пользование природными ресурсами всеми министерствами областного правительства перевыполнялись: в бюджет Иркутской области планировалось собрать 604 млн, собрали более 700 млн — всего за девять месяцев. Доходы областного бюджета от работы министерства лесного комплекса выросли на 7–10 процентов. Можно сделать вывод, что администраторы доходов исполняли свои полномочия, эффективность их деятельности увеличивалась, — подытожила Лариса Мулярова.
Аудитор отметила недостатки правового регулирования в работе министерства лесного комплекса: некоторые решения принимались распоряжениями, в то время как требовались акты более высокого порядка. КСП передала свои рекомендации министерству и получила ответ, что идет изменение федерального законодательства, и ведомство примет необходимые решения. Муниципальные органы власти, в бюджет которых поступают некоторые штрафные платежи, не смогли ни спрогнозировать, ни наладить работу по взысканию таких штрафов — в отличие от ведомств, подчиненных правительству области. КСП предложило министерствам и муниципальным образованиям наладить взаимодействие.
Председатель комиссии по контрольной деятельности Геннадий Нестерович тем не менее остался недоволен и заявил, что область несет большие потери на одной только пушнине: «Раньше там штрафы миллионами собирали, а теперь ребята, которые этим занимаются, в Лондоне живут». Министр лесного комплекса Сергей Шеверда заявил, что при всем уважении к КСП не может согласиться с приведенными данными.
— Если говорить о доходах бюджета от работы нашего министерства, то по сравнению с 2015 годом мы нарастили доходность в четыре раза, — заявил министр.
Депутаты предложили восстановить в области экологический фонд, в который поступали бы платежи крупных предприятий за ущерб окружающей среде. Министр природных ресурсов и экологии Андрей Крючков в ответ на это напомнил, что в соответствии с действующим законодательством 55 процентов штрафных платежей поступают в областной бюджет, 40 процентов — в местные и 5 процентов — в федеральный, но никакой привязки средств к устранению ущерба нет. Лариса Мулярова подтвердила слова министра: принцип, согласно которому все платежи поступают в бюджет и «обезличиваются», прописан не просто в федеральном законе, а в Бюджетном кодексе. Ни областные министерства, ни Законодательное собрание изменить этот принцип не смогут.
Анализ эффективности реализации государственной программы области «Доступное жилье» на 2014–2020 годы, с которым выступила председатель Контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева, задел депутатов в основном рассказом о проекте ликвидации ветхого и аварийного жилья. В Иркутской области на эту задачу было выделено более 17 млрд рублей. Региональный бюджет предоставил средства всем муниципальным образованиям вовремя, и все муниципалитеты выполнили свои обязательства — кроме Братска. К 1 сентября 2017 года нужно было расселить 33 тыс. человек из 550 тыс. м² жилья.
Предоставление жилья детям-сиротам — еще одна трудно решаемая проблема области: оно выделяется, но медленней, чем растет количество сирот: на 1 января 2018 года их было 13,1 тыс. человек, а на 1 января 2017-го — 12,5 тысяч. В год предоставляется несколько сотен квартир, что явно недостаточно: по оценке Ирины Морохоевой, на удовлетворение всех нуждающихся области потребуется не менее 5–6 лет. При этом средств выделяется так много, что десятки миллионов рублей возвращаются в областной и федеральный бюджеты. Жилье для сирот строится только в 17 муниципальных образованиях, а нуждающиеся есть везде. В Иркутске в 2017 году не было построено и предоставлено ни одной квартиры, а ведь на 1 января 2017 года сирот в областном центре было 1 тыс. 23, на 1 января 2018 года — не менее 1 тыс. 330.
— Жилье зачастую предоставляется некачественное. С другой стороны, сами дети-сироты массово не платят за коммунальные услуги — на 1 полугодие 2017 года долг превышал 13 млн рублей. С нашей точки зрения, речь идет о недостаточной работе по социальной адаптации сирот, — отметила Ирина Морохоева.
Заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Роман Энгельгардт поправил председателя КСП: в 2017 году не были освоены всего 66 тыс. рублей (а не миллионов) — этой суммы не хватило бы ни на какую часть квартиры, поэтому ее вернули в федеральный бюджет без всяких сомнений. Несмотря на то, что 55 млн рублей были возвращены в областной бюджет, план по количеству квартир перевыполнен: вместо 740 квартир граждане получили 756. Геннадий Нестерович признал этот факт: «Успехи у правительства есть, с этим никто не спорит. Но программу корректировали 38 раз за три года». Некоторые депутаты тут же заявили, что у них «нет времени — сидеть и смотреть все эти изменения». Геннадий Нестерович потребовал ограничить количество изменений «одним разом в год» и отверг предложение представителя губернатора в Законодательном собрании Романа Буянова «разобраться в проблеме».
— Давайте тогда запретим депутатам пересматривать законы по несколько раз в год. Что тогда будет? Есть же объективные причины — изменения в федеральном законодательстве в том числе, — подчеркнул Роман Буянов.
Депутаты, прочитавшие отчет КСП заранее и в полном объеме, отметили, что всего в Иркутской области недостаточно полно работают три подпрограммы программы «Доступное жилье», а за срыв подпрограммы расселения из ветхого и аварийного жилья Иркутская область оштрафована на 8 млн рублей в 2017 году, еще до 30 млн штрафа могут быть взысканы в 2018-м. Если Братск сорвет расселение и к очередной контрольной дате в декабре 2018 года, речь может пойти о возврате субсидии. Роман Энгельгардт сообщил, что на 20 марта расселено 520 тыс. м² жилья, сумма штрафов растет на 5 тыс. рублей за каждый день просрочки, но пока Фонд содействия реформированию ЖКХ не требует выплатить штраф — у области есть шанс выполнить всю программу расселения.
Все муниципальные образования в 2016 году получили письмо правительства области с предложением дать полный список земельных участков для строительства жилья и строительных организаций, которые могли бы принять участие в реализации программы расселения. Ответы были получены лишь от «единичных муниципалитетов»: где-то нет пригодной земли, в большинстве территорий нет застройщиков, способных вести строительство в соответствии с требованиями федерального законодательства. Понимая, что построить качественное жилье по цене 35,09 тыс. рублей в северных районах невозможно, областное правительство предложило жителям Бодайбинского района переселиться в другие районы области. Это могло бы решить проблему, ведь в Бодайбинском районе под действие программы попали всего 35 человек.
Участники заседания обсудили широкий круг вопросов: от проблем передачи жилья сиротам из аренды в собственность до изменения цен на рынке коммерческого жилья. К концу разговора страсти настолько разгорелись, что все говорили вслух, перебивая даже председателя комиссии. Геннадий Нестерович сумел поразить даже видавших виды чиновников, когда заявил, что невозможно точно подсчитать ввод частного жилья. Очень даже можно, ведь этим занимаются не чиновники, а органы статистики, которые собирают информацию по результатам официального ввода новых домов. Часть вопросов, обсуждавшихся на заседании, члены комитета передали коллегам в другие комитеты, а по основной теме доклада — в комитет по собственности и экономической политике, чтобы с привлечением Союза строителей и Общественной палаты области обсудить еще несколько раз. Только после этого отчет КСП по вопросам строительства будет вынесен на сессию Заксобрания.