... Иркутск
Доллар
Евро

У нас Кирилл, у них – Епифаний: к российско-украинскому расколу в православии

Если внутри христианства уже давно существует раскол между православными и католиками, причем в последнее время хоть немного, но идущий к смягчению, то новая трещина буквально кровоточит на наших глазах. Речь об остром конфликте внутри православия, связанном с появлением Православной церкви Украины с независимым от Русской православной церкви статусом.     

Событие не вопиющее (в интерпретации РПЦ и Кремля), и не радостное (так считают ПЦУ и официальный Киев), а скорее неизбежное и грустное. Неизбежное – потому как логика российско-украинского межгосударственного конфликта, который был запущен на полную в 2014 году и с тех пор не сбавлял обороты, ведет к расколу и внутри православия. Грустное – потому как духовенство обеих стран привязано к колеснице светских правителей («кесарей), словно добыча к седлу.

2-1.jpg
В номинации «Богу – Богово, а кесарю – кесарево» православие разгромно проигрывает Римско-католической церкви. Папа римский Франциск. Фото belprauda.ru

Безусловно, в номинации «Богу – Богово, а кесарю – кесарево» православие разгромно проигрывает Римско-католической церкви. Да, папа римский представляет ту или иную страну (сейчас – Аргентину), но среди этих стран нет явно преобладающей, доминирующей. Иными словами, католический предстоятель, вне зависимости от его национальности, не работает на правительство Италии, Испании, Франции, Польши, Германии или любого из государств Латинской Америки. И в этом плане Римско-католическая церковь международна, наднациональна и не столь близка к светской власти. Наличием государственно-религиозного образования Ватикан подчеркивает статус равноудаленности и самостоятельности одной из старейших вестей христанства.

Не то у православных. У приближенно-подчиненного состояния Русской православной церкви многовековая история. Более чем на два столетия, со времен Петра I, Россия даже была лишена патриаршества. А возрожденная патриархия тут же оказалась под пятой государства.

2-2.jpg
Если у нас слишком много византийской «симфонии» Путина и Кирилла… Фото infocenter-odessa.com

И вот теперь наряду с РПЦ появилась ПЦУ, созданная на основе самопровозглашенной в 1992 году Украинской православной церкви Киевского патриархата. А наряду с патриархом Московским и всея Руси Кириллом появился митрополит Киевский и всея Украины Епифаний (в ближайшее время он, видимо, получит от Константинополя патриарший сан). Плюс к этому несколько тысяч приходов Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), которая теперь становится иностранной конфессией на территории Украины. Кстати, УПЦ МП имела широкую автономию от Москвы, но и это в условиях глубочайшего конфликта двух государств не помогло…

Что дальше? Горячие головы уже предвидят полномасштабную открытую войну между Россией и Украиной с вмешательством других стран. Мол, сейчас Киев начнет отнимать собственность УПЦ МП, верующие «московской церкви» попросят защиты – и вот вам веская причина или повод для вооруженного вмешательства. Возможно, руководство Украины все же воздержится от резких движений, но и тогда «ползучее» усиление украинского православия за счет русского продолжится, а значит, призрак большой войны все время будет маячить на горизонте. Случись инцидент наподобие керченского, только уже в религиозном варианте – и вот оно, началось…

2-3.jpg
…то у них, во всяком случае, поначалу, Порошенко и Епифания. Фото otido.net.ua

Увы, но Украинская православная церковь столь же тесно связана с государством, как и Русская православная, только каждая со своим. Если у нас слишком много византийской «симфонии» Путина и Кирилла, то у них, во всяком случае поначалу, Порошенко и Епифания. Ну а кто руководит или даже платит, тот и заказывает музыку… С той разницей, что президентские выборы в/на Украине – это, в отличие от России, реальная конкуренция…

В общем, быть бы святым отцам подальше от государства – не в контрах, но хотя бы на дистанции. Глядишь, и не оказались бы обе церкви так привязаны к политической конъюнктуре. И не было бы очень странной для пастырей фразеологии. Так, из Московской патриархии Украинскую православную церковь называют самыми последними, буквально площадными словами. Аккуратнее бы, а то уж совсем по-мирски, суета сует, не подобает сану… Вам бы, иерархи обеих стран, сближать народы, а не «собачиться». Иначе выходит, что Господь – это одно, а его земные слуги – совсем другое…

Последняя надежда на верующих, на миллионы людей, именем которых затевается раскол. Между Русской православной церковью и Православной церковью Украины нет канонических различий (во всяком случае, принципиального уровня). Поэтому следует ли ввязываться прихожанам в конфликт вокруг учреждения новой автокефалии (самостоятельной ПЦУ)? Ради каких целей – материальных и, прежде всего, духовных? Важнее, если паства будет противостоять попыткам сочетать проповеди с политинформациями в любую сторону. Многое уже не исправить, но еще можно предотвратить большее зло.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»


Яндекс.Метрика