... Иркутск
Доллар
Евро

Выборы как праздник: СССР? Зимбабве? КНДР?

Ох уж этот «народ». Почему в кавычках? Да потому, что нередко его представляют одномерно-единообразным: «народ считает», «народ просит», «народ встревожен», «народ негодует», «народ требует». То есть вроде как все считают, просят, настаивают и т.д. Или уж, по меньшей мере, явное большинство. Хотя четкими, прозрачными цифрами единодушие вроде бы не подтверждается.

Поэтому и в кавычках – народ (без кавычек), он ведь на самом деле разный. Но нет: и председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, и глава Центризбиркома Элла Памфилова заявляют, что народу якобы очень понравилось, когда голосование на выборах проводится, как по поправкам в Конституцию, не за один день, а в течение недели. Ну а если неделя и в самом деле многовато, то хотя бы дня три. Чтобы, значит, «в удобное для каждого время».    

Кстати, размышления на гендерные темы всегда обоюдоострые, но все же: почему-то в последнее время такие инициативы, вроде как от имени всего народа, озвучивают женщины. Сначала Валентина Терешкова, теперь вот Матвиенко с Памфиловой… А тут еще напомнила о себе основательница «Женщин России» Екатерина Лахова, разоблачившая коварство сексуальных меньшинств, рекламирующих свои наклонности через символику известной марки мороженого.    

2-1.jpg
Элла Памфилова предлагает распространить опыт голосования по поправкам в Конституцию на все выборы. Фото rline.tv

Впрочем, не будем отвлекаться. Как и прогнозировалось до голосования по Конституции, после него звучат предложения распространить новаторскую практику на все выборы. А что? Как там ночью, когда избирательные участки закрыты, контролируются урны для голосования – это ведь мелочь, сущий пустяк, не способный испортить народного праздника.

О празднике сказано не случайно. Тут ведь опять как посмотреть на смысл выборов. Если по-советски (или, скажем, по-зимбабвийски или северокорейски), то Матвиенко и Памфилова абсолютно правы. По такой логике выборы – это лишь агитационно-пропагандистское мероприятие, цель которого – оформить, канцелярски проштамповать единственно правильный и единственно возможный результат, который (разумеется, неофициально, хотя и железобетонно) утвержден заранее. Поэтому голосование проводится в режиме народного праздника, в порыве единения народа с вождем и / или партией. В ассортименте – эстрадный нон-стоп, танцы, хороводы, викторины, распродажа по сниженным ценам. В общем, как это и происходило до начала 1990-х годов.

Да, если кто помнит, тогда еще на избирательных участках выбрасывали дефицит – ну, там колбаса, масло, конфеты, выпечка, иногда даже импортные шмотки. И народ (может быть, как раз в обобщенно-типическом понимании, как у Терешковой и Памфиловой), быстро и не глядя отголосовав (как правило, даже не запомнив, за кого и в какую инстанцию, но – «как надо»), стремился как раз приобщиться к остальному, то есть основному – культурно-торговой части праздника. 

А посему действительно – хоть два дня, хоть пять: пусть этот праздник будет всегда с нами. Вы что, еще интересуетесь и сомневаетесь, каким будет результат, сколько там процентов – и целых, и с десятыми? Смешные…

Но есть и другой взгляд на выборы. Это когда сталкиваются различные программы, разные лидеры. Это когда есть реальная возможность через голосование обновить власть, начиная с муниципальной и кончая верховной, президентской. Это когда в политике существует настоящая, публичная, равноправная и равновесная конкуренция, когда все решается действительно в день голосования, а результаты могут очень даже варьироваться.    

При таком подходе инициативы Матвиенко и Памфиловой (впрочем, как и раньше, Терешковой), без сомнений, можно зачислить в категорию «ни в какие ворота». Ну а то, что эти инициативы на глазах обретают вес (ведь в самом деле, не случайно же они появились!), говорит скорее и прежде всего не об их авторах (это не обязательно те, кто озвучил «мыслишку»), а обо всей ситуации, о положении в целом, о тенденциях, которые берут верх в нашем с вами Отечестве.

2-2.jpg2-3.jpg
Выборы по-советски… Иногда они возвращаются

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»


Просмотров: 2949

Яндекс.Метрика