... Иркутск
Доллар
Евро

Валентина Перегудова: «Дети – герои нашего времени»

Четыре года назад министерство образования Иркутской области возглавила Валентина Перегудова. Что изменилось в политике ведомства за эти годы? Чем живет новое поколение школьников? Министр образования встретилась с корреспондентом «Альтаира» и рассказала о поводах для гордости, особенностях современного образования и личных профессиональных принципах.

– Валентина Васильевна, завершается 2019 год. Какие задачи стояли перед министерством в этом году? С какими чувствами вы встречаете наступление второго десятилетия XXI века?

– Задач было много, мы успешно с ними справляемся. В этом году мы поучаствовали во всех национальных проектах и получили поддержку в девяти из девяти возможных. Мы приносим в область более 2 млрд рублей на развитие разных направлений. Мероприятия расписаны до 2024 года. При этом 2 млрд 153 млн рублей заложены на техническое обеспечение для создания центров цифрового и гуманитарного профилей, центров опережающей профессиональной подготовки, оборудования для школ.

Кроме этого, мощная поддержка от федерации поступает по линии строительства школ и детских садов. Если говорить о строительстве зданий дошкольных образовательных учреждений, то на три года мы получили 3 млрд рублей.

Также в области реализуются семь региональных проектов, шесть из них – «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы» – разработало министерство. Проект «Социальная активность» создало и реализует министерство по молодежной политике. Существуют и собственные проекты у муниципалитетов. Мы, в свою очередь, стараемся их во всем поддерживать.

В каждом муниципальном образовании области работают центры «Точка роста». Здесь ребята осваивают дополнительные программы цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей. На самом современном оборудовании преподают предметные дисциплины – технологию, информатику, ОБЖ. Сейчас в области 60 «Точек роста», а до 2024 года мы должны открыть 283 таких центра, для каждого из них поставят комплект специального учебного оборудования.

Летом Министерство просвещения РФ провело конкурсные отборы на предоставление в 2020–2021 годах субсидии из федерального бюджета на софинансирование различных мероприятий национального проекта «Образование». Иркутская область успешно прошла испытания.

– Может быть, есть поводы для особой гордости?

– Конечно, у нас есть герои нашего времени – дети. Это ребятишки, получающие 100 баллов на ЕГЭ, участники чемпионатов WorldSkills. Гордимся нашими учениками – победителями областных олимпиад и конкурсов, которые в ближайшее время будут участвовать в региональном чемпионате «ЮниорПрофи».

Буквально на днях наши ребята вернулись с Национального чемпионата рабочих профессий среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». По семи компетенциям представители Прибайкалья пробились в финал, а студент Иркутского авиационного техникума Захар Чудновский взял серебряную медаль в компетенции «Программирование». Как не гордиться такими успехами? До недавнего времени для ребят с ограниченными возможностями были закрыты все двери. Теперь у них есть блестящая возможность проверить силы и показать себя.

Большим успехом считаем запуск нового проекта «Земский учитель». С 1 января на территории Иркутской области педагоги, которые переедут работать в малые города и села региона, будут получать единовременную компенсацию в сумме 1 млн рублей.

Проект «Успех каждого ребенка» в этом году позволил нам привлечь федеральное финансирование для ремонта спортивных залов. К концу года ремонт завершится в 19 сельских школах Прибайкалья, а 13 декабря откроется новый спортивный комплекс в Баяндаевском районе. По региональному проекту «Цифровая образовательная среда» в школах Черемхова и Усольского района, а также 20 колледжах и техникумах установят цифровое оборудование. Стоимость каждого комплекта превышает 2 млн рублей.

На базе Тулунского аграрного техникума 20 декабря планируется открытие Центра  опережающей профессиональной подготовки. На реализацию проекта направили более 53 млн рублей из федерального бюджета. Субсидию выделили по проекту «Молодые профессионалы», всего в регион по этой статье поступило 105,7 млн рублей. Остальные средства потратили на оснащение мастерских в трех государственных профессиональных организациях.

В этом году мы провели уже второй Байкальский международный салон образования. 13 лет проводили форум, потом поняли, что мы из этих штанишек уже выросли, что нужно переходить на межрегиональный, международный уровень. В прошлом году на свой страх и риск затеяли такое крупномасштабное мероприятие. В этом году в работе салона приняли участие 22 субъекта РФ и наши зарубежные друзья. Мы заключили соглашение о международном сотрудничестве с Францией и Монголией. Интерес к салону очень большой. В этом году его за три дня посетили около 15 тыс. человек, да и в прошлом году не меньше.

Но больше всего, безусловно, мы гордимся нашими детьми, нашими школами и нашими учителями.

– Возможно, есть недочеты?

– Мы работаем над привлечением молодых педагогов в образовательные учреждения. С 2010 по 2013 год у нас случился масштабный отток кадров: сферу образования покинули около тысячи преподавателей. И несмотря на то, что мы каждый год привлекаем молодых специалистов, мы никак не можем достичь прежнего количества кадров. Однако пусть медленно, но темп мы набираем. В этом году более 500 молодых педагогов пришли в наши образовательные учреждения. Не только в Иркутске – на территории всей области.

Да, учителей не хватает. Даже в Иркутске дефицит учителей физики, математики, иностранных языков. Но ситуация выравнивается. Безусловно, все вакансии закрыты: учителя берут дополнительные часы. Но от этого страдает качество преподавания. Безболезненная нагрузка учителя – 24 часа в неделю, при таких условиях есть возможность подготовиться к уроку, с классом позаниматься, составить учебный план на следующий урок. Если учитель берет 40 часов, начинаются проблемы.

Кадровый вопрос наиболее остро стоит в отдаленных населенных пунктах. Туда очень сложно привлечь молодежь. Конечно, им необходима развитая инфраструктура, интересные места для досуга, жилье, зарплата. Зарплата у педагогов сейчас неплохая, но молодым специалистам хочется большего. Это нормальное желание молодых людей: жить хорошо. А в школе работать непросто – это огромная ответственность.

– Есть ли в правительстве Иркутской области план по решению кадрового вопроса в детских садах?

– По решению правительства с 1 сентября в детсадах ввели по две ставки для воспитателей. Таким образом, вместо двенадцатичасовой рабочей смены воспитатели будут работать шесть часов в день. Мы надеемся, что это позволит снизить дефицит кадров, а также обеспечит социальные гарантии на получение «льготной» педагогической пенсии, повысит качество дошкольного образования.

Мы дорожим педагогическими традициями Прибайкалья и стараемся мотивировать преподавателей. Ежегодно проходит конкурс «Воспитатель года». Проводятся конкурсы для молодых руководителей и молодых педагогов, первенства «Лучшая дошкольная образовательная организация, «Мастер педагогических технологий», «Лучшая методическая разработка», Региональный отраслевой чемпионат профессионального мастерства WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание».

– Как обстоят дела с доступностью школьного и дошкольного образования?

– По данным федеральной системы показателей, электронная очередь, 99,9 процента ребят от трех до семи лет и более 84 процентов малышей до трех лет посещают детские сады. Завершено строительство четырех детских садов в Иркутске, Иркутском и Аларском районах, приобретено здание детского сада в Тайшете, проведен капитальный ремонт в детсадах в Черемхове и Киренском районе.

Благодаря национальным проектам в Прибайкалье возвели восемь детских садов на 1134 места. Заканчивается строительство шести объектов на 970 мест. Это детские сады по улице Сосновой в Иркутске, в поселке Новолисиха, Иркутского района; 22-м микрорайоне Ангарска, а также детсады в поселках Тыреть, Усольского района, в Балаганске и Жигалово. В 2020 году планируется сдать новые здания в Ангарске, Братске, Куйтуне и поселке Мальта, Усольского района.

Что касается школьников, то здесь наша задача состоит в том, чтобы сократить число учащихся во вторую смену. В уходящем году вторая смена полностью ликвидирована в 69 школах, процесс коснулся 5,4 тыс. школьников. В два раза сократилась доля старшеклассников, учащихся во вторую смену. Сейчас со второй смены в Иркутской области занимаются 61,1 тыс. учеников, из них 61 процент – в школах Иркутска и Иркутского района. Здесь, к сожалению, общеобразовательные организации перегружены. Сказывается неуправляемая миграция населения.

Вместе с тем в односменном режиме уже работают школы Мамско-Чуйского, Катангского, Усть-Илимского района и Усть-Илимска. Менее 5 процентов школьников учатся во вторую смену в Саянске, Зиминском, Аларском, Ольхонском, Заларинском, Черемховском, Осинском, Тулунском и Казаченско-Ленском районах.

– Бюджет Иркутской области гордится своей социальной направленностью. Какие меры поддержки оказывает правительство дошколятам и школьникам?

– По поручению губернатора Сергея Левченко правительство Прибайкалья подготовило целый пакет мер, их перечисление займет много времени. Назову несколько. Принято решение о бесплатном питании всех детей в зоне паводка.

В 2019 году обеспечили бесплатным двухразовым питанием учеников с ограниченными возможностями здоровья, речь идет о 16 тыс. детей. Ребята из коррекционных школ находятся на полном государственном обеспечении, а дети-инвалиды в общеобразовательных школах до сих пор питались за счет средств родителей. Теперь их питание обеспечивает региональный бюджет.

Свыше 10 млн рублей выделили на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным образовательным программам.

В 2019 году мы приобрели 35 школьных автобусов, а также оснастили новой мебелью учебные классы в 17 муниципалитетах. Для 175 сельских школ купили компьютеры с доступом в интернет. В 60 школах сел и малых городов создали или обновили материально-техническую базу на сумму 95,6 млн рублей.

Чтобы поддержать талантливую молодежь и удержать ее в Иркутской области, предусмотрена ежемесячная выплата для поощрения лучших выпускников. За счет областного бюджета 318 золотых медалистов и «стобалльников» получают ежемесячную выплату в размере 5 тыс. рублей. А с 1 сентября начала действовать региональная мера поддержки студентов педагогических вузов, которые будут трудиться по специальности в школах Прибайкалья. Дополнительная «стипендия» составляет 3 тыс. рублей.

– Четыре года назад вы возглавили министерство образования Иркутской области. Как изменилась политика министерства под вашим руководством? На что вы делаете упор в своей работе?

– Хотелось бы подчеркнуть, что государственную политику в сфере образования определяет, конечно, Министерство просвещения РФ. Тем не менее для меня было важно создать в министерстве работоспособную команду единомышленников. Не хочу сказать, что я шашкой махнула и всех поменяла. Ни в коем случае. Я работаю с прежними и новыми заместителями. Для меня важнейшая рекомендация – профессионализм. Появился новый заместитель по финансам. Введена должность заместителя по высшей школе. Немного сместились акценты в работе планово-экономического блока.

Это дало свои результаты: отныне нас слышат правительство и депутаты. Мы наладили отношения с мэрами муниципалитетов. И мы их стали слышать, и они нас поддерживают. Прекратилась война. Когда я пришла на пост министра, была шокирована практикой отъема денег у одного муниципалитета в пользу другого. Теперь у нас абсолютно равный подход. Появилась методика расчета заработной платы, субвенций. Теперь нет любимчиков.

Я занимаюсь развитием кадрового потенциала: привлечением молодых специалистов в образовательные учреждения. У нас работают два института: Институт развития образования и Институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования. В помощь муниципальным системам образования мы проводим «Образовательный десант» – курсы повышения квалификации для педагогов на местах, а также курсы для детей.

К моменту моего прихода в министерство Иркутская область была в «желтой зоне» мониторинга системы образования в России. Всего их три: «зеленая», «желтая» и «красная». В первый год моей работы мы были в «желтой зоне», и мне было очень стыдно за это. Я была педагогом и директором школы, для меня неприемлемо, когда дети недополучают знания. Кроме того, я убеждена, что ЕГЭ должен быть открытым и честным. Пусть результаты будут низкие, мы проработаем эту проблему. Дойдем до каждого учителя и ребенка, но главное, чтобы результаты были объективными. Такой подход дает плоды: уже третий год мы находимся в «зеленой зоне» – в десятке лучших в России.

Беседовал Вадим Мельников / ИА «Альтаир»


Яндекс.Метрика