В Иркутске возобновилось обсуждение проекта строительства тоннеля, соединяющего Академический мост и центр города.
Впервые идея строительства тоннеля в Иркутске была озвучена мэром города Виктором Кондрашовым в конце 2010 года. Тогда мэр высказался, что прокладка тоннеля обойдется городу дешевле, чем расселение из прилезающих территорий и строительство третьей и четвертой очереди развязок Академического моста. Тоннель соединит мост с центром города и пройдет от улицы Седова до Подгорной. Спустя почти четыре года идея возведения в Иркутске тоннеля зазвучала вновь. По сообщению городской администрации, на встрече Виктора Кондрашова и собственников земельных участков рынка «Шанхай» группа разработчиков во главе с Алексеем Козьминым представила проект развития территории бывшего рынка, где альтернативным решением транспортной проблемы рассматривается проект строительства тоннеля от Академического моста до перекрестка улиц Байкальской и Софьи Перовской. Предположительная длина тоннеля — 1200 метров, примерная стоимость — 5-7 млрд рублей. Как иркутяне оценивают эту идею, выясняло наше агентство.
Алексей КОЗЬМИН, руководитель экспертного совета Сибирской лаборатории урбанистики, бывший джепутат Законодательного собрания Иркутской области:
«Строительство тоннеля — это пока только идея, которая возникла давно. Авторами не являемся. Тоннель рассматривается как один из альтернативных вариантов решения транспортных проблем в центре Иркутска. Мы предложили варианты трассировки и примерно определили стоимость объекта по аналогам».
Сергей ТЕН, заместитель председателя комитета по транспорту Государственной думы Российской Федерации:
«Строительство тоннеля и эффективное освоение более 5 млрд рублей не должно быть самоцелью. Главное, чтобы людям в Иркутске было комфортно и удобно передвигаться, как на личном, так и на общественном транспорте. В современных условиях говорить надо о развитии всей транспортной инфраструктуры города.
Во многом современная транспортная система — это наследие 90-х годов прошлого века. Это специфическая психология, которая свойственна большинству городов России. В Москве, например, комплексный подход к развитию транспортной инфраструктуры начался с приходом Сергея Собянина, причем это не только столица, но и примыкающие к ней территории — Московский транспортный узел. Сегодня необходимо говорить о комплексном развитии иркутского транспортного узла. Наш город не живет в вакууме, сюда идут большие потоки транзитного транспорта из близлежащих территорий. Новейший мост немного разгрузил ситуацию, но на выездах их города постоянные пробки. Например, в направлении Шелехова „стоят“ Синюшка и проспект Маршала Конева. Сводить транспортную проблему к строительству одиночных объектов нельзя. Если город одобрит проект тоннеля и примет решение о строительстве, то это 10–15 лет, и только потом начнется рассмотрение следующих вопросов.
Считаю, что решение должно быть комплексным, а тоннель должен стать одним из элементов развития всей транспортной инфраструктуры города».
Алексей ПЕТРОВ, член Общественной палаты Иркутска, кандидат политических наук, заместитель декана исторического факультета ИГУ по воспитательной работе и PR:
«Сейчас идет разработка большого проекта по развитию историко-туристического центра Иркутска (от 130-го квартала до Центрального рынка), где часть территорий предполагается сделать пешеходными. Так что, вопрос транспорта в любом случае придется решать. Возможно, строительство тоннеля станет одним из таких решений. Точно скажу — хуже не будет. Если центр разгрузит, то я только „за“.
Иркутску не хватает серьезных инфраструктурных проектов. Улицу Карла Маркса, например, можно сделать открытой только для общественного транспорта, снести дворец спорта „Труд“, а новый спортивный комплекс построить в Свердловском районе. Улицу Дзержинского продлить до ул. 5-й Армии (где сейчас Дворец спорта) и далее на ул. 3-го Июля и новый мост. Оставшуюся территорию предлагаю сделать парковой зоной: засадить деревьями, установить лавочки. Центр города сразу „заиграет“, да и пробки уменьшатся».
Виктор БРОНШТЕЙН, бизнесмен, предприниматель, член Союза писателей и Союза художников России, почетный профессор Иркутского государственного университета, почетный меценат города Иркутска:
«Отсутствие ограничения доступа в центр города делает Иркутск не проходным и не проездным. Скоро город утонет в выхлопных газах, а исторический центр превратится в газовую камеру. Считаю, что нужно развивать больше торговли на периферии, строить торговые центры, чтобы не втягивать машины и жителей в центральную часть Иркутска. Более того, въезд в центр города необходимо сделать платным. Здесь бесконечное количество машин, благодаря которым мы теряем исторический центр. Убираем рекламу на улице Урицкого, и при этом ничего не делаем, чтобы люди себя чувствовали уютно. Центр города превратился в рынок, и на глазах теряет историческую ценность. Вечером по центру Иркутска не проехать, а уж прогуляться — вообще опасно. Улицу Урицкого надо сделать парковой, она хоть и является „пешеходной“, но это не чувствуется — надо и оформить соответствующе».
Сергей МАЯРЕНКОВ, член правления Сибирской лаборатории урбанистики, руководитель ИООО «Человек-i»:
«В настоящий момент команда Сибирской лаборатории урбанистики разрабатывает проект „Торговая ось города Иркутска“. Проект направлен на развитие центральной части города — в том числе территории бывшего китайского рынка „Шанхай“ и транспортной схемы близлежащих к рынку районов. Работу над проектом мы ведем с декабря 2013 года, а к части проекта по разработке транспортной схемы, мы приступили только в мае этого года. Проект будет учитывать опыт 130-го квартала, когда строительство велось на частные средства. А вот на строительство тоннеля хотелось бы, по возможности, привлечь федеральное финансирование.
Лаборатория планирует представить два варианта организации движения, первый — с использованием существующей сетки дорог, с незначительными изменениями, второй со строительством тоннеля от Академического моста с выходом на улицу Софьи Перовской. Предположительно длина тоннеля составит около 800 метров. После проведения всех исследований и расчетов официальное предложение будет направлено в администрацию Иркутска».