24 октября зал заседаний Законодательного собрания заполнился не только депутатами, но и министрами областного правительства — по просьбе губернатора законодательная ветвь власти собралась, чтобы обсудить проект Стратегии Иркутской области до 2030 года. Приняли приглашение ЗС и депутаты Государственной думы Сергей Тен и Алексей Красноштанов.
С основным докладом выступил заместитель председателя правительства Антон Логашов. Небольшой ролик, показанный участникам встречи перед началом доклада, сообщал, что правительство работало над Стратегией с привлечением широкого круга экспертов, включая объединение nоваропроизводителей и предпринимателей, вузы, НИИ Иркутского научного центра СО РАН и руководителей крупных компаний. Стратегия просчитывает перспективы области на период до 2030 года, и в соответствии с федеральным законом разработка такого документа обязательна для всех регионов. Антон Логашов напомнил, что работа над Стратегией ведется с 2014 года, за прошедшее время была создана рабочая группа (состав которой, конечно, неоднократно изменялся), в начале 2016 года в подгруппы были включены депутаты ЗС и разработан план подготовки Стратегии. С начала текущего года Стратегию по частям и целиком представляли на суд различных экспертных сообществ, в том числе в районах области. Состоялось и общественное обсуждение на нескольких общественных площадках.
Стратегия состоит из шести разделов и приложений, отдельные главы посвящены приоритетам развития и отраслевым комплексам. Антон Логашов напомнил, что в Иркутской области была принята программа социально-экономического развития на 2011–2015 годы, которая — по мнению аналитиков правительства региона — исполнена лишь в части стабилизации численности населения области. Исходя из итогов исполнения программы, правительство региона установило себе главную цель: повышение качества жизни и стабилизация численности населения на уровне 2014 года — вопреки прогнозу, который говорит о сокращении этого показателя к 2030 году до 2,3 млн человек.
В Стратегии выделяются три задачи: повышение качества жизни, создание условий для труда и бизнеса, повышение качества государственного управления. В экономике выделено 10 ключевых отраслей, перед которыми ставится задача строительства газопровода «Сила Сибири» и формирование на его основе газохимического кластера; создание собственного фармакологического кластера; развитие металлургического комплекса и расширение машиностроительного кластера. В докладе прозвучали темы повышения доходов бюджета области от лесной отрасли (при сокращении объемов незаконной добычи и вывоза леса), а также от туристического комплекса.
Для повышения эффективности запланированных в Стратегии проектов территория области условно разделена на шесть опорных территорий развития: Иркутско-Саянскую (высокотехнологичное промышленное производство), Тулуно-Тайшетскую (анодное производство, добыча редкоземельных металлов), Усть-Кутско-Ленскую, Братскую (цветная металлургия), Катангскую и Бодайбинскую (золото). Авторы Стратегии предусмотрели два варианта развития событий, причем «оптимистический» вариант отличается от реалистичного количеством вложенных средств и темпами роста ВРП. Главная задача Стратегии в плане развития промышленного производства — увеличение перерабатывающих производств и сокращение доли добычи полезных ископаемых.
— Реализация Стратегии зависит от правильного позиционирования Иркутской области как центра политических и экономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегия будет привязана к реализации государственных программ, будет точный план с конкретными показателями на каждый год работы Стратегии. На каждый пункт плана будут определены ответственные лица. Это принципиальное отличие Стратегии от Программы, которая у нас работала до 2015 года, — заявил Антон Логашов.
Председатель Контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева в своем выступлении отметила в основном недостатки проекта Стратегии. По мнению КСП, проект основан на данных 2014 года, информация по 2015 году используется лишь справочно и не по всем пунктам. Встречаются сведения и вовсе «некорректные», в том числе по объемам налоговых и неналоговых поступлений в бюджет области. Тем не менее КСП настаивает на скорейшем завершении работы и принятии Стратегии, потому что без нее будут проблемы и у области, и у муниципалитетов, которым не с чем будет сопоставить свои планы и даже бюджеты — при условии, что они разрабатываются на три года.
— При работе над предыдущими документами, той же Программой, Иркутская область всегда привлекала сторонние аналитические группы — институты, отдельных экспертов. К работе над проектом Стратегии таких экспертов со стороны на платной основе не привлекали. С одной стороны, по Уставу области правительство должно обеспечить разработку Стратегии, и в структуре министерства экономического развития есть целое управление — и потому, наверное, можно было никого со стороны не звать и деньги не тратить. С другой стороны, сейчас в Стратегии есть даже места, где текст не соответствует оглавлению, — отметила Ирина Морохоева.
Депутат Наталья Дикусарова высказала претензии к структуре опорных территорий развития и упрекнула авторов за отсутствие «амбициозных задач». По мнению депутата, в Стратегии нет, к примеру, и указаний на количество кубометров леса, которые область будет добывать и перерабатывать, нужно более четко проработать вопросы налогообложения и предоставления налоговых льгот.
— Если бы вместо таких терминов, как «Агломерация Байкальский луч» или «Тулуно-Тайшетская территория», вы бы использовали термин «вторая индустриализация» — это было бы прекрасно! — заявила Наталья Дикусарова.
— Названия мы придумывали все вместе, — пояснил Антон Логашов. — А вот насчет конкретных цифр не соглашусь: это все будет в годовом плане реализации Стратегии.
— Но мы же пишем не аналитическую записку, а конкретный документ. Мы были в Качуге, они говорят, что не будут использовать газ, поэтому надо расписать — сколько котельных вы хотите перевести на пеллеты, сколько на уголь, сколько вообще закрыть, — настаивала Наталья Дикусарова.
Сергей Брилка предложил Антону Логашову на вопросы не отвечать, потому что встреча рабочая, все предложения записываются и над ними можно подумать позже. Ответить на все вопросы и не получилось бы: депутат Андрей Лабыгин, например, попросил объяснить, как правительство области видит будущее высшей школы — при том, что никаких полномочий в отношении федеральных вузов у правительства региона нет и быть не может, а Стратегия разрабатывается только в соответствии с полномочиями. Антон Логашов пообещал вернуться к проблемам высшей школы «за рамками Стратегии».
Ирина Синцова оценила Стратегию как документ «ресурсной экономики» и поинтересовалась у правительства: «Неужели у нас нет амбиций, чтобы заявить о себе как об экономике знаний? Экономике образования?». Члены правительства молчали: амбиций-то, может быть, полно, а вот оснований нет. Ирина Синцова тем временем потребовала сделать так, чтобы жители области, читая документ, видели не общие слова, а что-то конкретное и обнадеживающее. Депутат требовала остановить миграцию, особенно в Красноярск, потому что «это особенно обидно — чем мы хуже Красноярска?». Не сделав никакой паузы, Ирина Синцова потребовала от правительства записать в Стратегию что-то про «этнокультурное развитие мигрантов», хотя никто в мире не придумал до сих пор, как сочетать развитие «для коренных» и «развитие для мигрантов».
— Не прочувствовалась в Стратегии молодежная политика, так, чтобы от семьи, где закладываются основы, до высшей школы, — посетовала Ирина Синцова. Сергей Брилка оценил масштаб претензий к тексту Стратегии и сказал, что на это выступление отвечать не надо.
Депутат Владимир Матиенко высказался по поводу слишком плохого — в сравнении даже с регионами Сибирского федерального округа — состояния спортивной инфраструктуры. Область находится на последнем месте по обеспеченности спортивными сооружениями, средств на развитие выделяется в 10 раз меньше, чем в бюджете Красноярского края. Депутат предложил заложить в Стратегию один реальный исполнимый пункт: построить для жителей области хотя бы всего один крытый стадион.
— Если мы его построим, пусть даже с помощью федерального бюджета, то мы докажем, что кое-что можем. А сейчас такой нищеты, такого убожества нет нигде в России, — заявил депутат. — И по здравоохранению. Давайте постараемся за этот срок — до 2030 года — поставить себе задачу: ликвидировать на территории области тюрьмы и поселения, которые являются рассадниками туберкулеза, ВИЧ и других болезней.
Депутат Государственной думы Сергей Тен поблагодарил правительство за проделанную работу, но так же, как и депутаты ЗС, отметил отсутствие амбициозности в поставленных правительством задачах. В первую очередь депутат предложил изменить ключевой показатель численности населения. Из того факта, что объем Стратегии увеличился с 48 до 160 страниц, депутат сделал вывод о большой работе, проделанной правительством после замечаний, прозвучавших в начале года. Сергей Тен выступил в защиту тезиса о создании Иркутской агломерации: «Сейчас у нас днем в Иркутске фактически миллион человек, ночью — 600 тысяч. Поэтому социальная сфера Иркутска имеет важнейшее значение для всей области». Как «профессиональный дорожник и строитель» Сергей Тен попенял правительству за недостаточную проработку темы снижения смертности на дорогах: в РФ за 2015 год этот показатель сократился на 15 процентов, в Иркутской области — на 3,6 процента, а в Стратегии записано сокращение смертности на 20 процентов до 2030 года. Этого, по мнению депутата, слишком мало.
После этого выступления Сергей Брилка отметил, что участники совещания работают уже более 1 часа и 45 минут, поэтому депутат Ольга Носенко озвучит «концентрированные вопросы» от всех депутатов ЗС. Вопросы, пояснила Ольга Носенко, действительно готовились с участием большинства депутатов и даже сторонних экспертов. «Концентрированные вопросы» по своему составу явственно напоминали концентрированную серную кислоту: задачи поставлены неактуальные, не учтены федеральные целевые программы, нет намеков на переход от экономики сырья к информационным технологиям. Множество замечаний касалось отдельных разделов Стратегии — например, правительство ничего не написало о развитии комплекса ГТО. Довольно часто звучала фраза: «Раздел такой-то ничего собой не представляет, потому что не содержит никакой конкретной информации». Спор на эту тему теперь продолжится в рабочих подгруппах, в которые, как было сказано в самом начале, входят и многие депутаты ЗС.