Подготовка к важнейшей 44-й сессии Законодательного собрания вступила в финальную стадию. 21 ноября состоялось заседание комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении, и большая часть вопросов повестки, так или иначе, касалась главной темы — бюджета области на 2017 год.
Комитет рассмотрел инициативу депутата Анатолия Дубаса о внесении изменений в закон области о порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку. Депутат предложил привести областной закон в соответствие с Кодексом об административных правонарушениях и разрешить сотрудникам полиции и работникам штрафстоянок взаимодействовать именно с тем, кто нарушил правонарушение, а не с собственником. Сейчас, пояснил депутат Дубас, машину могут поставить на штрафстоянку и ее не вернут человеку, который не является ее владельцем, а ездит, например, по доверенности. Идея показалась всем понятной и приемлемой, но у правового управления ЗС нашлись возражения: формулировки в КоАП звучат несколько иначе. Депутатам пришлось рассмотреть еще один законопроект на ту же тему, подготовленный министерством жилищной политики, энергетики и транспорта областного правительства. Выслушав формулировки правительственного законопроекта, депутат Дубас признал, что законы перекликаются по сути, и согласился отозвать свой законопроект.
Комитет без дискуссий рассмотрел законопроекты о внесении изменений в областной закон «О государственных должностях...», «О порядке рассмотрения предложений о присвоении наименований и (или) переименовании географических объектов...» и перешел к законопроекту, изменяющему закон «Об уполномоченном по правам человека». Инициатором поправок стал сам омбудсмен Валерий Лукин, который напомнил депутатам, что речь идет об увеличении штата аппарата уполномоченного в связи с увеличением объема работ. На законопроект были получены все необходимые положительные заключения, и депутаты одобрили документ.
Региональное отделение Партии народной свободы (ПАРНАС) внесло на рассмотрение комитета очередной проект формулировки вопроса, который члены партии предлагают вынести на областной референдум. Партия предлагает изменить закон о выборах глав городских округов и муниципальных районов на основе прямых выборов. Представитель правового управления ЗС Алексей Петров зачитал полный текст законопроекта и пояснил депутатам, что в случае проведения референдума с предложенной формулировкой закона в Иркутской области возникает неприятная правовая коллизия: если граждане скажут «нет», то Законодательному собранию придется менять областной закон и отменять прямые выборы муниципального уровня на всей территории области. Правовое управление полагает, что вопрос нельзя рассматривать, поскольку законопроект написан с ошибками, а его принятие повлечет негативные последствия.
Руководитель ИРО ПАРНАС Михаил Васильев сообщил, что региональное отделение уже подавало один вариант законопроекта на ту же тему и он был отвергнут, но партийная организация не получила официального обоснования отказа. Новый законопроект был написан «по материалам СМИ» и потому действительно может быть несовершенен. Тем не менее активисты партии полагают, что законопроект — будь он принят — не повлечет тех тяжких последствий, о которых говорит правовое управление. Депутат Владимир Матиенко напомнил Михаилу Васильеву, что он всегда был за прямые выборы глав и стал автором законопроекта о возврате этой системы в Иркутске, однако фракция «Единая Россия» сделала все, чтобы этот закон не прошел.
— Сейчас юристы говорят то же самое: если референдум даст негативный ответ, то прямые выборы на территории Иркутской области будут отменены. Вы-то что думаете по этому поводу? — спросил депутат Матиенко.
— С точки зрения правовой логики последствия будут именно такими. Авторы законопроекта заранее думают, что ответ граждан на их вопрос будет только положительным, но мы уверены, что нужно одинаково учитывать оба варианта, — подтвердил эти слова Алексей Петров.
Депутаты обратились за пояснениями к представителю губернатора в ЗС Роману Буянову — тоже опытному юристу. Он согласился с мнением правового управления: референдум коснется всей территории Иркутской области и может привести к негативным последствиям.
В итоге парламентарии отклонили законопроект и формулировку референдума. Михаил Васильев в своем выступлении дал понять, что ИРО ПАРНАС не остановится на достигнутом и будет искать возможности для проведения референдума о возвращении прямых выборов глав муниципальных районов и городских округов на всей территории Иркутской области.
Министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова сделала доклад о проекте бюджета области на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов. Депутаты слушали это сообщение уже не в первый раз, поэтому никакой дискуссии не предполагалось. Министр напомнила депутатам, что сроки принятия бюджета достаточно сжатые: областной бюджет должен быть представлен в федеральное правительство, чтобы регион в новом 2017 году своевременно получал все средства и вовремя выплачивал все суммы по заработной плате и социальным расходам. Депутат Олег Кузнецов попросил рассказать, как правительство области работает с федеральным центром и на что область может рассчитывать в будущем. Наталия Бояринова напомнила, что после очередного уточнения бюджета федеральная помощь в 2016 году составила 13 млрд рублей, что на 4 млрд больше, чем было заложено в проект бюджета в 2015-м.
— За каждый полученный рубль мы отдали 6,2 рубля в виде налогов. Нужно учитывать, что в нынешнем году софинансирование различных проектов составляет 82 (из федерального бюджета) на 18 (из областного); сейчас речь идет о том, что с нового года пропорция меняется на 67 на 33, — отметила Наталия Бояринова. — По своей вертикали каждое министерство работает с федеральным центром, конкретные суммы будут ясны позднее.
Комитет принял решение поддержать проект бюджета и министра финансов при принятии главного финансового документа Прибайкалья на сессии.