Депутаты Законодательного собрания Иркутской области второго созыва, представляющие партию «Единая Россия», намерены громко хлопнуть дверью перед уходом в политическое прошлое. Для производства «звукового эффекта» они готовы пожертвовать 4 млрд рублей из областного бюджета.
Началось все с того, что мэр Ангарского городского округа Сергей Петров направил в Законодательное собрание законопроект № ПЗ-318 «О внесении изменений в часть 1 и 2 статьи 13 закона Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». Сергей Петров предложил передать еще часть налога на доходы физических лиц городским округам и часть налога на имущество организаций районам и поселениям — всего-то на сумму около 3 млрд рублей.
Мелкие шалости (или безвредное жульничество, если хотите) с этим законопроектом началось уже в его тексте: автор законопроекта, тонко понимающий отличия юридическо-финансовых терминов, написал, что от принятия законопроекта «консолидированный бюджет не пострадает». Консолидированным бюджетом называется сумма областного бюджета (которым распоряжается правительство после одобрения Законодательным собранием) и местных, муниципальных, бюджетов, которыми распоряжаются мэры практически без оглядки на местные думы. Разница уже в том, что областной бюджет распределяется по региональным государственным программам, и каждый рубль находится на строгом учете и у правительства, и у депутатов ЗС, и у Контрольно-счетной палаты, и у прокуратуры. Кто и как контролирует местные бюджеты — бог его знает, но судя по состоянию многих населенных пунктов, деньги там уходят как вода в песок, без всякой видимой пользы для населения. Конечно, 3 млрд рублей в консолидированном бюджете как бы никуда и не перемещались, но если смотреть на ситуацию с точки зрения областного бюджета, то из него изымают 3 млрд, чтобы передать их муниципалитетам.
Дальше начинается совсем тонкая арифметика. Ангарский мэр Сергей Петров был бы плохим руководителем, если бы не думал в первую очередь о своем городе — ну и о ближайших соратниках. В результате, по подсчетам министерства финансов Иркутской области, большая часть средств, а точнее говоря около 80 процентов суммы (в полном соответствии с количеством налогоплательщиков и работающих на территории организаций) поступит в бюджеты Иркутска, Братска, Ангарска. Есть за что бороться! Есть ради чего подтолкнуть к нужному голосованию депутатов, представляющих именно эти населенные пункты и планирующих избраться на очередной срок в Законодательное собрание третьего созыва. Они решают тактические вопросы теми методами, которые знают — о стратегических проблемах области думать незачем, если в собственном «огороде» беда. А мысль о том, что при таком распределении средств кому-то из остальных муниципальных образований (в области их более 420!) может и не хватить в самый острый момент, депутатов, как и мэра Петрова, по всей видимости, не особо заботит.
— Небольшие города и поселения не в состоянии построить школу или отремонтировать физкультурно-оздоровительный комплекс собственными силами. Сейчас, когда НДФЛ собирается в областном бюджете, мы передаем муниципалитетам субсидии на реализацию их полномочий. Областной бюджет помогает всем за счет собственных доходов, и берет самую большую часть расходов на себя, размеры софинансирования для муниципалитетов минимальные. Областной бюджет должен будет каким-то образом компенсировать выпадающие доходы, ведь правительство области работает в очень жестких рамках, прописанных в соглашении, заключенном с Минфином РФ по размеру государственного долга и дефицита. На сегодняшний день наш бюджет уже не соответствует условиям соглашения, и любые действия мы можем осуществлять только в рамках уже действующего бюджета. Речь идет не о секвестре, а о расстановке приоритетов при формировании бюджета 2019 года — в случае принятия законопроекта, он вступит в силу с 1 января 2019-го. В 2017 году в связи с изменением федерального законодательства муниципалитеты второго уровня получили дополнительные доходы, связанные с переходом многих предпринимателей на упрощенную систему налогообложения, с другой стороны в Иркутской области 26 муниципалитетов из 42 допустили рост налоговой недоимки. Образно говоря, мэры получили удочку для ловли рыбы, но не захотели ею пользоваться — для этого надо активнее работать с предпринимателями«, — прокомментировала ситуацию министр финансов региона Наталия Бояринова.
Для принятия закона нужно получить одобрение нескольких инстанций — в том числе заключения губернатора, областной прокуратуры и Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. Первые два заключения подписывают люди, чья последовательность и настойчивость в достижении целей известна. А вот АМО переживает далеко не лучшие времена. Помимо того, что в прошлом году из ее состава вышло 21 муниципальное образование второго уровня, руководит ассоциацией мэр Черемхово Вадим Семенов — человек, который на 62 сессии Законодательного собрания заявил о сложении полномочий, а уже через несколько часов в разговорах с журналистами, пытавшимися уточнить эту информацию, решительно отрицал собственные слова, произнесенные при многих свидетелях. Еще одним проявлением идейного и кадрового кризиса в АМО стал тот факт, что письмо-отзыв на законопроект Петрова подписал не председатель Семенов, а исполнительный директор Зоя Масловская — то есть человек, не являющийся руководителем ни одного из муниципальных образований. Видимо, именно поэтому в ее письме быстро выявили уже не единичное, а многочисленные случаи умолчания и лукавства.
Мэр Саянска Олег Боровский посвятил этой теме большой пост на своей странице в Фейсбуке:
...сообщается, что проект закона направлен во все муниципальные образования, являющиеся членами ассоциации, и на 14 мая поступили заключения от 28 муниципалитетов. «Большинство поддерживают предлагаемые в проекте закона изменения, — говорится в документе, подписанном Масловской. — Полагаем целесообразным поддержать проект закона». Хочу довести до вашего сведения, что 36 муниципальных образований второго уровня Иркутской области (за исключением Иркутска, Ангарска, Братска, Черемхово, Тулуна, Шелеховского района) направили на имя губернатора обращение о том, что не поддерживают принятие закона.
...Обращаясь к депутатам Законодательного собрания, хочу подчеркнуть, что их ставят в неловкое положение, когда мэры муниципалитетов городов и районов против принятия законов, при этом АМО за их спиной пишет положительное заключение, не считаясь с мнением большинства мэров. Если раньше так делал один Семенов, теперь еще и Масловская. Докатились до того, что теперь исполнительный директор решает за мэров.
К замечаниям, высказанным Олегом Боровским, стоит добавить, что в письме Зои Масловской (скан документа выложен Боровским в общий доступ) лишь пять муниципалитетов высказались полностью за законопроект Петрова. При этом семь муниципальных образований решительно против, у пяти (среди которых и совсем скромное Ручейское сельское поселение из Усть-Кутского района с населением 1,5 тыс. человек) нет внятного собственного мнения, а еще семь написали такие отклики, что совершенно невозможно понять — они за или против? Особенно забавно выглядит отклик администрации Черемхово, то есть непосредственного начальника Зои Масловской и председателя АМО Вадима Семенова: администрация города за законопроект Петрова, но при условии, что это не приведет к сокращению финансовой помощи из областного бюджета. То есть как трезвый и опытный руководитель муниципалитета Семенов прекрасно понимает, к каким последствиям ведет его коллега Петров, но как верный член «Единой России» и соратник фракции «ЕР» в Законодательном собрании готов поддержать вредный дляЧеремхово и других небольших городов законопроект.
За две недели до очередной сессии ЗС мы не беремся предсказать результаты голосования депутатов по этим законопроектам. Понятно лишь одно: в борьбе за личное счастье некоторые депутаты готовы пожертвовать и здравым смыслом, и областным бюджетом, и стабильной жизнью сотен муниципальных образований.