... Иркутск
Доллар
Евро

Ноябрьская сессия Заксобрания Прибайкалья: что случилось?

После выборов депутатов Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва в экспертно-политологической среде ходило много разговоров о том, что настало время настоящего парламентаризма – с кулуарными играми, коалициями, «договорняками» и жесткой политической конкуренцией. Установочная сессия 19 сентября, где ключевые посты в региональном парламенте получили единороссы, несколько пошатнула эти предпосылки, но вот, к шестой сессии, наблюдатели увидели проблеск того, что предрекали изначально. Шестая сессия ЗС Прибайкалья 21 ноября отметилась небывалым событием – сразу три решения комитетов были отклонены общим собранием депутатов. На вопросы «Почему так случилось?» и «Что будет дальше?» «Альтаиру» ответили региональные эксперты.

Политолог, главный редактор газеты «Байкальские вести», кандидат исторических наук Юрий Пронин заметил, что в значительной степени шестая сессия показала тенденции, отличные от тех, которые проглядывали после первой сессии:

– Казалось бы, руководство Заксобрания в политическом плане осталось таким же, как и было до выборов – преимущественно состоящим из единороссов. Могло создаться впечатление, что при подавляющем количестве должностей у ЕР дело пойдет так же, как и во втором созыве. Но на шестой сессии мы увидели, что арифметическое соотношение политических сил, полученное 9 сентября, играет роль. Это проявилось в том, что несколько решений комитетов были не приняты на сессии и возвращены на доработку. Это крайне редкое явление характеризует отсутствие твердого большинства у кого-либо.

40-1.jpg
Коммунисты вышли из окопов. Антон Романов и Илья Сумароков перед началом сессии

Политолог, кандидат исторических наук Сергей Шмидт заявил, что в Иркутской области в сжатые сроки сформировалась экспертная традиция или экспертный канон – оценивать каждую сессию Заксобрания с точки зрения «кто победил – коммунисты или единороссы»:

– Наш парламент – это такой двугорбый верблюд, там примерное равенство сил. Большинство коммунистов окупается должностями единороссов. Плюс наличие малых фракций. Сейчас ЗС воспринимается как ринг, который сформировал новый иркутский экспертный канон. Эту сессию истолковывают как матч-реванш коммунистов после первой сессии, и итоговый счет сейчас представляется как «ничья с небольшим перевесом коммунистов».

Политолог, журналист, кандидат политических наук Алексей Петров назвал удивительным, что решения комитетов отклоняются на сессии:

– Я бы сказал, что тут не столько выигрывают коммунисты, сколько единороссы выставляют на сессию плохо проработанные вопросы. Когда какое-то решение потенциально конфликтно – «сейчас добавим 500 рублей и будем шуметь», – то можно придумать его неконфликтную версию – «будем добавлять по 100 рублей каждые полгода». Есть ощущение, что против таких инициатив голосовали не только коммунисты, но и адекватные единороссы. Конфликты не нужны на пустом месте. Я понимаю, если бы обсуждался вопрос о выборах мэра Иркутска, где была бы битва за каждый голос, кулуарные интриги, давление. Если конфликт возник вокруг решаемого вопроса, тут есть вина председателей комитетов. Можно было подумать, что единороссам дали установку поконфликтовать, но в этих конкретных случаях, на шестой сессии, не видно «руки председателя». То есть это идет не от Сергея Сокола. Конфликт где-то сидит, но пока он латентен и проявляется в мелких вопросах.

По мнению, специалиста по связям с общественностью Владислава Шиндяева, достижение КПРФ определенных результатов в ходе голосования – это очень важный звоночек:

– Изначально, после выборов, когда мы увидели расклад сил, то поняли, что третий созыв будет высококонкурентным. Сейчас, с высоты прошедшего времени, нужно делать выводы. У «Единой России», благодаря системности и организованности, есть определенная фора. Но при этом нельзя не обратить внимания на несколько четко обозначившихся тенденций. Во-первых, в рамках третьего созыва будет необходима постоянная работа – не только внутрифракционная, но и межфракционная. Все понимают, что с таким распределением сил по серьезным вопросам невозможно достичь согласия без работы между фракциями. Но гарантированного результата можно достигнуть только при условии, что кроме внутри- и межфракционной работы будет постоянная личностная работа с депутатами вне политической принадлежности. То есть – битва за каждый голос.

40-2.jpg
Мал золотник, да дорог. Голос Александра Гаськова (фракция «Справедливая Россия») всегда может стать решающим

Доктор юридических наук, профессор, экс-спикер Заксобрания Иркутской области Сергей Шишкин считает, что сенсаций на площадке Заксобрания во время шестой сессии мы не увидели:

– Те небольшие шероховатости, которые возникли в ходе сессии, имеют не политическую, а скорее технологическую природу. С моей точки зрения, вопрос с увеличением доплат на учебники, например, можно было тщательнее проработать в комитете, чтобы у коллег-депутатов не возникло вопросов. И это касается всех вопросов, связанных с бюджетированием. В глупую ситуацию попали все депутаты вне зависимости от принадлежности к фракции. Исходя из идеи партийной дисциплины, они все были вынуждены занимать ту или иную позицию. Мы еще далеки от работы парламента как единого организма, несмотря на количество фракций, а дискуссии проходят профессионально на площадках комитетов и комиссий. Конечно, можно сказать, что «парламент – место для дискуссий», но он состоит не только из сессий, а еще из комитетов и комиссий, куда нужно выносить базу для дискуссий.

Алексей Петров также сказал, что предложил бы депутатам ЗС прорабатывать вопросы до сессии, особенно если это решения на три копейки:

– Я понимаю, что хочется покрасоваться на сессии, особенно если это недавно избранный депутат. В этом для них и состоит публичная политика и политическая борьба. Но можно комментировать федеральные инициативы на страницах региональных СМИ, а не устраивать публичную ругань. В любом случае будет нескучно. Можно ожидать несогласованного голосования по абсолютно любому вопросу. Должны быть сделаны выводы, что с этим делать.

Сергей Шишкин отметил, что парламент не должен работать в режиме политических сенсаций. Это скорее минус:

– Эта не та сфера, где надо искать живость. Тема, связанная с редакционным советом газеты «Областная» - пустой вопрос, и на очередной сессии будет решен за пять минут. Если дальше заниматься такими политическими пустяками, то можно твердо встать на путь «пирровых побед».  

Юрий Пронин считает, что в большинстве случаев отклоненные решения касались интересов «Единой России»:

– Например, инициатива о создании при областном парламенте органа, параллельного губернаторскому Регсовету, с участием глав муниципальных образований. Комитет рекомендовал, сессия отклонила. Как отклонила и состав редакционной коллегии газеты «Областная». Этот вопрос гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд, ведь «Областная» формально владеет 60 процентами телекомпании «АИСТ», которая имеет очень широкий охват аудитории. Впрочем, я бы не сказал, что все было «в одни ворота». Был возвращен на доработку вопрос о присутствии депутатов ЗС в советах директоров областных государственных предприятий, где комитет по собственности рекомендовал в основном представителей КПРФ. Как не поддержали решений о переходе коммунистов из комитета в комитет. Ситуация неоднозначная – комитеты принимают решения, которые не одобряет сессия. Это чувствовалось по нервной атмосфере сессии. В этом созыве быть председателем ЗС будет гораздо сложнее, чем в прошлом.

40-3.jpg
Былое и думы. Вице-спикер Александр Ведерников («Единая Россия»)  на пути в президиум сессии

Сергей Шмидт считает, что принципиальный интерес вызывает голосование по вопросу о субвенциях для школ и детсадов:

– Тут, на мой взгляд, состоялась не просто предсказуемая политическая игра, но и зачин на перспективу. Судя по всему, мы ТАКОГО еще увидим много. Единороссы предложили поправки, которые формально – подчеркиваю: формально – выглядят более социально ориентированными, нежели поправки коммунистов. В варианте губернатора субвенции увеличивались в два этапа, в варианте «Единой России» – сразу. Единороссы попытались показать, что они больше заботятся о народе, чем «партия трудового народа» КПРФ. У коммунистов было две мотивации провалить это предложение – защитить позицию губернатора и не допустить «второго места» в заботе о народе. Они этого добились, но этот результат может иметь долгосрочные последствия, потому что единороссы получили возможность рассказывать всем, что коммунисты экономят деньги на детсадовцах и школьниках. Ситуационная победа за коммунистами, а что будет дальше – посмотрим. В долгосрочной перспективе серьезных изменений ожидать не приходится, ЗС просто приступило к работе. Но мы примерно можем понять, как протекает внутрипарламентская жизнь.

Владислав Шиндяев отметил, что серьезная конкуренция приводит к увеличению времени работы:

– При высокой конкуренции при обсуждении даже самых формальных вопросов работа Заксобрания замедляется. Есть и плюсы – появляются новые требования к более ответственной проработке всех законодательных инициатив, проектов и начинаний, вне зависимости от кого они исходят. Глубокий анализ всех документов и вопросов, выносимых на повестку дня. Все понимают необходимость достижения какого-то консенсуса ещё до этапа голосования. Это приводит к естественной необходимости усиления межсессионной работы. Чтобы в рамках самой сессии как можно больше вопросов уже не вызывало спорных ситуаций. Инициативы не должны вызывать неожиданных вопросов. В рамках третьего созыва приоритетом будет стремление к консолидации интересов. Необходимой составляющей успеха при таком раскладе сил будет работа над партийной дисциплиной. В конечном счете, высокая конкуренция предполагает под собой два момента – либо мы прорабатываем все заранее, либо мы затягиваем работу сессии, что мы и видели.

Сергей Шишкин оценил произошедшее как притирку фракций. Это еще только шестая сессия и многое у них впереди, добавил он:

– В этой притирке большую роль будет играть регламент и его толкование в ходе сессии. Я восемь лет работал в Заксобрании и в какой-то степени дирижировал этим процессом будучи, зампредом Собрания по юридическим вопросам, а потом спикером. Мы прибегали к консультациям юристов достаточно редко. Не потому, что я больше просвещен в юридических вопросах, чем Сергей Михайлович Сокол, а потому, что конструкция парламента была такой, что не было фракций. Были 45 одномандатников, и все время нужно было искать общий знаменатель под числителем повестки дня. Я думаю, что Иркутский парламент избалован доминированием одной политической силы в последних созывах. Когда у вас есть конституционное большинство в две трети, вы можете задавить оппонентов массой при голосовании за любой вопрос. В таких условиях нет нужды рафинировать все процедуры, процессы и узкие места в ходе дискуссии. С этой точки зрения регламент работы ЗС требует ремонта. Нужно восполнить те пробелы, которые образовались за время политического доминирования «Единой России» и сбалансировать внутреннюю жизнь парламента. Тогда любая дискуссия и противоречие не будет выглядеть как политическая инициатива или сенсация.

Владислав Шиндяев подытожил, что шестая сессия четко продемонстрировала тенденцию, которая будет развиваться весь период работы третьего созыва:

– Правовому управлению ЗС, правовому управлению губернатора, фракциям, комитетам и комиссиям надо постоянно быть в тонусе. Много вопросов возникает к регламенту ЗС. Резюмируя сказанное можно подытожить, что нас ждет еще много неожиданных решений, что делает работу Собрания очень интересной. И депутатам этого созыва придется очень непросто. Мы выходим из зоны «политики демонстрации силы большинства» в зону «высококонкурентной политики». Все это приведет к более качественной работе Заксобрания Иркутской области.

Юрию Пронину кажется, что по самому важному вопросу, депутаты нашли взаимопонимание. Речь идет о принятии областного бюджета:

– Это важно не только финансово, но и политически. Главный финансовый документ был принят единогласно и сравнительно легко – были дискуссии, но не «раздрай». Заксобрание проявило, без преувеличения, солидарность с губернатором и правительством. Представленный исполнительной властью бюджет принят голосами и «Единой России», и председателя Законодательного собрания, который, напомню, возглавляет региональное отделение ЕР. Конечно, будет второе чтение, но «Единая Россия», приняв основополагающий документ, представленный губернатором, обозначила предпосылки для консолидации политических сил.

Как сообщал «Альтаир», вопрос о рассмотрении проекта постановления об утверждении кандидатур от Законодательного собрания Иркутской области в состав редакционного совета общественно-политической газеты «Областная» исключили из повестки 6-й сессии регионального парламента. Некоторые депутаты не согласились утверждать выдвинутых кандидатов. Были предложены кандидатуры председателя комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Ларисы Егоровой (фракция «Справедливая Россия»), депутата Антона Романова (фракция КПРФ), а также руководителя аппарата Заксобрания Ирины Леньшиной и еще двух сотрудников аппарата ЗС – Веры Рыжкович и Игоря Наумкина.

Позже большинство депутатов проголосовали против создания совета регионального парламента по взаимодействию с органами местного самоуправления муниципальных образований. Эта структура по своим функциям во многом совпадала бы с работой Регионального совета Иркутской области, куда входят мэры муниципальных образований и министры областного правительства.

При рассмотрении вопроса о кандидатурах представителей интересов Иркутской области в органах управления и контроля акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в областной государственной собственности, выяснилось, что руководителя фракции «Справедливая Россия» Ларису Егорову не устраивают предложения профильного комитета по собственности и экономической политике. Депутата возмутил тот факт, что из 13 кандидатур, предложенных комитетом, сразу 9 представляли одну фракцию – КПРФ.

Фото Яны Ушаковой / ИА «Альтаир»  


Яндекс.Метрика