... Иркутск
Доллар
Евро

Именем народа: Америка и Китай снижают налоги, «Единая Россия» – повышает

Красиво говорить – одна из заповедей для политиков. Красиво – то есть так, чтобы нравилось большинству. Хотя на самом деле красивые слова порой маскируют реальную политику в интересах явного меньшинства. А маскировать сейчас научились по высшему разряду. Как говорят в народе, «над ихними витийствами без бутылки не разобраться». Наверху вам запросто смогут доказать, что война – это мир, а мир – это война. Что правда – это ложь, и наоборот. Выдадут черное за белое, белое за черное и т.д. и т.п. В свое время об этом убедительно рассказал британский писатель Джордж Оруэлл (да и не только он). Но зачем нам Оруэлл, если имеется Гостелерадио?

Вот, к примеру, чуть ли не во всех отчетах-докладах-посланиях российского руководства сказано о необходимости поддерживать малый бизнес. Уж ему и так клянутся в поддержке, и этак. А климат для малого бизнеса – прежде всего, налоги – все хуже, все суровее.

В принципе такой курс проводится давно. Однако последние несколько недель стали особо урожайными на этот счет. Усиление налогового пресса готовится сразу по нескольким направлениям.

2-1.jpg
Расширение обязательной маркировки товаров неизбежно разорит мелкую торговлю. Фото finobzor.ru

Первое. Все участники рынка товаров, подлежащих обязательной маркировке, должны будут в соответствии с графиком обеспечить маркировку товаров во всей цепи поставок, в том числе в точках продаж, что означает проведение инвентаризации, физическую маркировку и внесение данных в учетную систему. Импорт товаров мелкими дистрибьюторами крупных компаний, которые не представлены на российском рынке и не заинтересованы наносить маркировку в процессе производства либо при отгрузке, будет сопряжен с довольно значительными затратами на соблюдение процедур и логистические операции.

При этом к концу 2019 года существенно расширится перечень товаров, подлежащих маркировке. Его, видимо, пополнят одежда, белье и табачные изделия. А к 2024 году обязательную маркировку распространят на все виды товаров. Включая продукты питания. Не менее важно, что на тех, кто торгует маркированным товаром, не будут распространяться льготные режимы налогообложения – прежде всего, патенты и Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Короче, прощайте, магазины у дома и во дворе   

Проще говоря, в результате этих нововведений многие из небольших трейдеров (торговых фирм), то есть представителей малого бизнеса, исчезнут. Зато в выигрыше оказываются крупные сети-ритейлеры, которые компенсируют дополнительные затраты за счет большого оборота и очередного повышения цен.    

Второе. Крупные российские ритейлеры (опять они!) предложили заменить действующие пошлины на дорогостоящие посылки из-за рубежа единым сбором. Суть предложения сводится к отмене действующих пошлин на товары из иностранных магазинов и замене их единым сбором в размере 15 процентов. Для этого потребуется исключить товары от иностранных интернет-магазинов из категории «для личного пользования». Эту сумму иностранные площадки будут сразу закладывать в цены для российских покупателей, а те должны теперь оплачивать покупки только в авансовом порядке, то есть по принципу «деньги вперед». Ответственными за сбор предлагается назначить «Почту России» и экспресс-перевозчиков.

Эта мера может стать дополнением к уже принятому повышению налогов в этой сфере: с 1 января 2019 года в России заработала новая система пошлин для физических лиц при совершении покупок в зарубежных интернет-магазинах. Правительство снизило беспошлинный порог с 1000 до 500 евро. Но ритейлеры идут дальше – предлагают совсем отменить беспошлинный порог.

2-2.jpg
Повышение налогов приведет и к росту цен в зарубежных интернет-магазинах. Фото makemoney.by 

В обоих случаях инициаторы повышения налогов пекутся на словах о процветании российских производителей, уверяя, что те завалят рынок продукцией высокого качества. Так, электронной коммерции таким способом якобы удастся «уравнять условия», в которых работают иностранные и отечественные компании. Однако на практике последствия будут иными: вытеснение малого бизнеса, усиление бизнеса крупного, дальнейшая монополизация российской экономики (теперь уже в потребительском секторе), рост цен на широкий ассортимент товаров.

Но если две инициативы, о которых шла речь, хотя и антинародны по своей сути, но хотя бы имеют свою, пусть и специфическую логику, то в третьей логику найти трудно, зато четко ощутим привкус маразма. Итак  

Третье. Несколько российских магнатов в сфере торговли продовольствием выступили за полный (то есть даже «с оказией», для личных нужд) запрет ввоза в Россию санкционных продуктов, таких как хамон и пармезан. Сейчас авиапассажирам разрешено провозить с собой до 5 кг «мясо-молочной санкционки». Но ведущие ритейлеры настаивают на полном запрете. Причина? Якобы ввоз хамона /пармезана даже в гомеопатических дозах может вызвать вспышку опасных заболеваний в российском животноводстве (в частности, африканскую чуму свиней). Хотя, согласно данным Россельхознадзора, число выявленных в стране случаев АЧС сократилось в 2018 году по сравнению с 2016-м почти в 3 раза.  

И вообще, как выразился один из магнатов, чью фирменную продукцию мы видим на прилавках практически всех супермаркетов, «хамон надо есть в Испании, а пармезан – во Франции». В общем, недалеко до утверждения Гитлера, что «все немцы должны жить в Германии», хотя на дворе уже XXI век. Но как красиво звучит официальное обоснование инициативы, которую уже внесли в правительство, хотя там она встречена неоднозначно: «Введение запрета на ввоз частными лицами зарубежной мясной и молочной продукции обусловлено продовольственной безопасностью страны. Россельхознадзор и Минсельхоз давно должны были принять соответствующие меры». Ух ты, сразу и не подумаешь, что дело совсем в другом  

Оно, конечно, именно крупному бизнесу под силу ведение масштабных работ, реализация крупных проектов. Но базой общественно-политической стабильности и социальной справедливости в стране является все же средний класс. Людям, которые едва сводят концы с концами, очень сильно зависят от государственной помощи, а порой вообще не имеют постоянных источников дохода, не до демократии и прочих «наворотов». С другой стороны, воротилам крупного бизнеса народовластие тоже ни к чему: им проще договориться и «порешать» проблемы за кулисами в узком кругу. Например, купить оптом и в розницу что ни попадя: от политических партий до вокальных конкурсов. Но политика «Единой России», чей председатель возглавляет правительство, как раз размывает, угнетает, ослабляет средний класс, оставляя два социальных полюса. Это, во-первых, крупный бизнес, сросшийся с государством, и, во-вторых, те, кто либо напрямую зависит от него, либо находится ниже черты бедности. 

2-3.jpg
Предлагается полный (то есть даже «с оказией», для личных нужд) запрет ввоза в Россию санкционных продуктов, таких как хамон и пармезан. Фото travelask.ru

Разумеется, в «Единой России» собрались умелые ребята насчет пропаганды. Там и слезу о народе пустят, и покажут-расскажут о самоотверженной работе токаря Петрова (фамилия условная), учительницы Ивановой, артиста Сидорова, которые к тому же – ну конечно же! – поддерживают «Единую Россию». И это будет правдой. Но не всей. А вся правда в том, что Петров-Иванова-Сидоров – добротная маскировка истинного лица «Единой России». Ведь главные, крупные решения, определяющие жизнь всей страны, принимают не они, а другие – те, кто тесно связан с крупным, монополистическим и, добавим, эгоистическим капиталом. Именно этот – немногочисленный, но всемогущий – слой обладает контрольным пакетом акций в Кремле, правительстве, парламенте, в управлении государством. Именно он и заказывает музыку. И не то чтобы крупный бизнес политически слаб в Америке и даже в Китае, но ограничителей в пользу народа там куда больше. История с налогами – одно из подтверждений сказанному.

Есть, разумеется, точечные исключения из правила: так, президент предложил ввести к началу 2020 года налоговые вычеты из доходов граждан за оплату ими физкультурно-оздоровительных услуг (проще – фитнеса). Хорошо, но погоды не меняет. К тому же подобные вычеты делаются не сразу, а уже вслед за полной оплатой (значит, потребуется куча справок и уйма времени), плюс ограничены скромной цифрой.            

И на сегодня последнее: в России налоги растут, а в Америке и Китае, несмотря на всю разницу между ними, – снижаются, причем существенно. А малый бизнес и конкурентная среда там куда сильнее, чем в России. Соответственно, и экономический рост… Наше отставание нарастает вместе с ростом налогов.  

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»


Яндекс.Метрика