Председатель Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина отметила, что послание губернатора — это один из важнейших политико-правовых документов, отражающий приоритеты социально-экономического развития региона на предстоящий год.
Людмила Берлина подчеркнула, что послание, которое представил Сергей Ерощенко 30 января 2014 года, было ярким по форме и содержанию. Губернатором был сделан шаг, направленный на повышение значимости послания, — на церемонию его оглашения были приглашены не только депутаты Законодательного собрания области, но и представители органов местного самоуправления, общественности, науки, средств массовой информации.
Спикер ЗС сказала, что в послании губернатор по каждому из направлений сформулировал конкретные поручения правительству области, поставил задачи, над которыми будет вестись совместная работа гражданского общества, исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления в 2014 году.
Среди приоритетов послания Людмила Берлина особо отметила важность и необходимость совершенствования работы органов государственной власти, повышения ее доступности, открытости и ответственности перед населением: «Губернатор еще раз продемонстрировал нетерпимость к коррупции, свою требовательность к чиновникам и намерение жестко оценивать их результативность и исполнительность по результатам работы. В 2014 году предстоит выработать предложения по совершенствованию системы местного самоуправления. Сергей Владимирович внес предложение наделить Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области правом законодательной инициативы. Конечно, это важный шаг, который призван вовлечь муниципальное сообщество в общую работу по развитию региона».
По мнению Людмилы Берлиной, безусловно, сильной стороной послания стал и проработанный экономический блок: «Укрепление экономики остается для Иркутской области важнейшей целью. Нам всем необходимо продолжить начатую работу по повышению инвестиционной привлекательности Приангарья, решению проблем моногородов, созданию новых рабочих мест, реализации инфраструктурных проектов».
Председатель Законодательного собрания области почеркнула, что глава региона поставил амбициозные задачи и в социальной сфере: «Для того, чтобы их решить, предстоит приложить немало усилий, но я солидарна с губернатором, что без увеличения темпов строительства детских садов и школ, переселения из ветхого и аварийного жилья нам не обойтись».
Высокую оценку посланию губернатора Законодательному собрания дал руководитель фракции «Гражданская платформа» в ЗС, председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Владимир Матиенко: «Радует социальная направленность доклада — в центре внимания простой человек с его ежедневными проблемами. Во-вторых, в послании почти нет общих слов, зато много конкретики, цифр, четких предложений. В-третьих, чувствуется оптимизм губернатора, его устремленность в будущее, а такой настрой очень важен для всех жителей области. В-четвертых, тональность доклада очень точная — сказано об успехах, показаны перспективы, но при этом много говорится о проблемах, просчетах, недостатках. На мой взгляд, такому подходу надо поучиться многим руководителям, ведь они часто сбиваются на самовосхваление».
Из предложений, прозвучавших в губернаторском послании, Владимир Матиенко выделил решимость главы региона обеспечить многодетные семьи бесплатными земельными участками с необходимой инфраструктурой для строительства жилья, а также намерение сохранить в области золотые и серебряные медали для лучших выпускников. «Важно, что губернатор понимает недостаточность нынешних темпов строительства школ и детских садов, а также масштаб возникающей в связи с этим угрозы. Очень сильная часть послания посвящена физкультуре и спорту. Надеюсь, в ближайшие годы Иркутск получит крытый стадион для хоккея с мячом и конькобежного спорта, а развитию массового спорта во всех уголках нашей области будет уделено намного больше внимания», — отметил Владимир Матиенко.
«Я сам много раз был составителем подобных докладов в период работы заместителем губернатора Ножикова, — заявил президент Фонда сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А.Ножикова Юрий Курин. — Хочу отметить, что прежде подобные доклады составлялись по административно-отраслевому принципу. Сначала давался анализ ситуации по административной сетке, затем — персональная оценка деятельности руководителей, оценка работы отраслей. В сегодняшнем послании был избран совершенно другой принцип, губернатор исходил из основных проблем и именно на их решении делал акцент. Это связано с изменением функционала властных структур: местное самоуправление – теперь самостоятельная ветвь управления; экономика развивается по своим законам, правилам и также практически не администрируется исполнительной властью. Поэтому проблемный метод при составлении послания губернатора оправдан.
Главное, что бы я хотел отметить, это утверждение губернатора о первостепенной роли государственно-правовых вопросов. Это отрадно, поскольку практически все главы области после Юрия Абрамовича Ножикова отодвигали эти вопросы на второй план, тогда как они являются краеугольными. Сергей Ерощенко придает вопросам государственно-правового строительства в Иркутской области важнейшее значение, а значит, он намерен формировать устойчивый базис для работы региональных органов власти. Губернатор заявил, что в 2014 году будет сформирован Уставной суд Иркутской области. Он станет инструментом для цивилизованного решения вопросов, неизбежно возникающих между региональной властью и органами местного самоуправления.
Я являюсь сторонником идеи создания Уставного суда. В свое время, при губернаторе Юрии Ножикове, я занимался созданием и организацией работы Уставной палаты Иркутской области. Позже эта структура была ликвидирована. Сегодня можно констатировать, что в вопросах развития этой отрасли права наш регион отстал от многих субъектов РФ, а ведь раньше мы были лидерами в этих вопросах и наш успешный опыт использовался соседями. Сергей Ерощенко заявил, что конфликты, которые возникали в последние годы в Братске, Ангарске и Усолье-Сибирском, могли бы быть конструктивно решены Уставным судом. О серьезности намерений губернатора в этом вопросе говорит то, что он не намерен откладывать или затягивать формирование Уставного суда, эта структура будет создана и начнет работу уже в 2014 году.
Кстати, этот тезис демонстрируется еще и тем, что губернатор предложил внести в Устав области изменения и наделить правом законодательной инициативы Ассоциацию местного самоуправления Иркутской области. Сейчас этого нет, а ведь зачастую мэры лучше, чем депутаты Законодательного собрания от их территорий, знают, какие законы нужно продвигать. Еще одним субъектом законодательной инициативы по предложению губернатора может стать уполномоченный по защите прав предпринимателей. И эта идея также имеет существенные плюсы, позволяя формировать региональное законодательство, направленное на развитие предпринимательства и улучшение инвестиционного климата в Иркутской области.
Одно из самых громких заявлений, прозвучавших из уст Сергея Ерощенко, касалось необходимости сокращения числа госслужащих на 1 тысячу человек. Он отметил, что по количеству чиновников область является лидером в Сибирском федеральном округе, но это не повышает эффективности работы госорганов. Думаю, большинство слушателей позитивно восприняли намерение главы области оптимизировать численность чиновничьего аппарата.
Заявление носило не декларативный характер, были предложены механизмы сокращения с одновременным повышением эффективности госструктуры. Сергей Ерощенко обратил внимание на то, что в настоящее время действует трехзвенная система исполнительной власти, которая включает министерства, службы и агентства Иркутской области. При этом у них узкая компетенция, а спросить в целом не с кого. Нет общего видения проблематики, поэтому и результат их деятельности невысок. Сергей Ерощенко заявил о том, что система должна быть двухзвенной, и дал поручение региональному правительству разработать концепцию перехода на новую систему.
О недостатках, которые я увидел в послании губернатора. Я думаю, губернатор, как глава области, имеет право ставить задачи не только перед исполнительной властью непосредственного своего подчинения, но и перед региональными структурами федеральных органов власти. Нужна более жесткая связка в работе правительства области и, например, региональных управлений Государственной налоговой службы, Антимонопольной службы.
Еще одна тема, которая недостаточно подробно была затронута губернатором, — о формировании гражданского общества, о деятельности НКО, политическом развитии региона. А ведь губернатор — не только глава исполнительной власти области, это и политик номер один на региональной политической арене. И он имеет успешный опыт реализации этой функции, о чем свидетельствуют результаты выборов в Законодательное собрание Иркутской области в 2013 году. Но в послании губернатора не прозвучали его оценки политической ситуации в области и задачи на 2014 год. Хотя, возможно, это его намеренная демонстрация того, что в выборы органов местного самоуправления, в том числе мэров, он вмешиваться не намерен».