28 ноября в Иркутской областной библиотеке имени И.И.Молчанова-Сибирского состоялась конференция Общероссийского народного фронта (ОНФ). В мероприятии приняли участие 62 делегата и около 70 гостей.
После регистрации участники форума разделились на три неравные группы, разошедшиеся в итоге по своим залам — «Социальная справедливость», «Качество повседневной жизни» и «Общественный мониторинг по проблемам экологии и защиты леса». Очевидно, что по столь широко заявленным темам можно было говорить и день, и неделю без перерывов, поэтому качество повседневной жизни, например, свелось к качеству капитального ремонта. В группе собрались несколько вице-мэров, активисты ОНФ, эксперты Рабочей группы по проблемам капитального ремонта и представители управляющих компаний. Главным объектом для критики стал — вполне ожидаемо — директор Фонда капитального ремонта Андрей Микуляк, и без того уже ставший одним из самых критикуемых руководителей области. Своей новой репутацией Андрей Микуляк обязан своему собственному заявлению о необходимости увеличить тариф на капитальный ремонт в два раза от ныне действующего.
Участники круглого стола обменялись мнениями, постоянно ссылаясь на немногочисленные и давно известные примеры уже проведенного капитального ремонта. Активисты говорили что так работать нельзя, руководитель фонда и представители исполнительных властей ссылались на федеральное законодательство. Представители ОНФ требовали выработать механизм участия жителей в подготовке и приемке работ, их оппоненты требовали регулярно платить взносы и угрожали проводить ремонты за счет кредитных средств — то есть помимо основной суммы жильцам придется платить и проценты. Стороны вполне ожидаемо не пришли ни к какому единому мнению и разошлись недовольные и мероприятием, и друг другом.
В перерыве между заседаниями круглых столов и пленарным заседанием со-председатели регионального отделения ОНФ Анатолий Стрельцов и Лариса Потапова очень красиво говорили о роли ОНФ в формировании гражданского общества и призывали всех жителей области проявлять больше активности в решении общих проблем региона и каждого населенного пункта в отдельности. Звучало это очень благостно, однако повседневная практика работы ОНФ говорит об обратном: это закрытое сообщество, члены которого никогда не приглашают на свои мероприятия людей, выходящих за узкий круг представителей исполнительной власти, депутатов разных уровней, руководителей предприятий и организаций. Многие нынешние члены регионального актива ОНФ в недавнем прошлом были министрами, депутатами и теми самыми руководителями, к которым могли возникнуть вопросы — и о странных тратах, и о качестве услуг, и об отношении к людям.
Некоторые активисты ОНФ озвучивают весьма спорные инициативы: Любовь Аликина, член группы по мониторингу состояния лесов, выступая в Москве, предложила президенту Путину в нарушение федерального Водного кодекса поручить работы по берегоукреплению не региональным органам власти, а частной компании. Смысл предложения вроде бы сводился к экономии бюджетных средств, но в данном случае ни в чем нельзя быть уверенным. Хотя, повторимся, рациональное зерно, вроде бы, имеется.
Приходится констатировать: ОНФ в Иркутской области подчас отстает от актуальной повестки дня. О недостатках закона о капитальном ремонте писали еще на стадии разработки областного закона — то есть два года назад. О проблемах лесной отрасли пишут уже десятилетия. О неадекватных закупках и несоразмерных тратах — ровно с того дня, когда появился соответствующий федеральный закон. Многие проблемы, которые кажутся руководству регионального отделения ОНФ неожиданно возникшими, на самом деле уже описаны, разобраны и известны по крайней мере тем журналистам, которые ими занимались многие годы. И только некоторые из них были приглашены в ОНФ в качестве экспертов рабочих групп. Точно также, кстати сказать, сформированы общественные советы при министерствах областного правительства: туда собраны руководители самых беззубых, самых плюшевых СМИ, которые никогда, ни при каких обстоятельствах не повышали голос на власть — какой бы она ни была.
Не представляет особого труда набросать повестку дня 2016 года: в борьбе за повышение доходов областного бюджета правительство и Законодательное собрание будут биться за каждый рубль, первоочередной задачей станет выявление серых схем выплаты зарплаты, противостояние — по мере возможностей — сокращениям работников и банкротствам предприятий. Второй линией борьбы станет эффективное расходование бюджетных средств, главными подозреваемыми — руководители областных учреждений и мэры городов и районов, распределяющие областные средства по конкретным статьям расходов. Наиболее перспективно выглядят расходы на коммунальные услуги, школьное питание и закупка учебников. По опыту 2014 года, например, одни только учебники могли бы дать области 120 млн рублей экономии, но ОНФ никогда не поднимал эту тему — видимо, отменить тендер на празднование 25-летия областного отделения Пенсионного фонда (цена вопроса — менее миллиона рублей) оказалось интереснее с точки зрения пиара.
Впрочем, всем опасным и даже страшным будут заниматься люди, имеющие реальную власть, а ОНФ будет заниматься своей повесткой дня: проверять качество дорог, порядок работы «скорой помощи» и проведенную в последние годы диспансеризацию населения, работать с обращениями граждан по вопросам качества медицинской помощи. Собственно, с точки зрения рядового гражданина качества нет по определению, но поскольку в составе регионального отделения ОНФ есть несколько докторов медицинских наук, работающих в медицинском университете, министерстве здравоохранения или возглавляющих крупные клиники, итоговое заключение этих специалистов может быть более приятным для слуха. Между прочим, резолюция на эту тему должна быть уже очень скоро: президент Российской Федерации Владимир Путин на только что состоявшемся федеральном форуме ОНФ дал всем региональным отделениям срок от трех до шести месяцев на каждый вопрос.
Экс-депутат Законодательного собрания Татьяна Семейкина отчиталась о результатах мониторинга «Доступная среда для инвалидов». По результатам проверки 34 объектов доступными оказались всего 8. Какие из этого следуют выводы совершенно непонятно, потому что рабочая группа ИРО ОНФ продолжает анкетирование инвалидов. Непонятно, зачем было проводить столь сложную работу, если достаточно было выйти на улицу и убедиться, что в городе Иркутске после снегопада (то есть почти половину года) многие здания малодоступны даже для здоровых, а стать инвалидом можно после получасовой прогулки или поездки в любом транспорте. Рекомендации ОНФ по решению конкретной проблемы свелись к следующему: наладить межведомственное взаимодействие для создания доступной среды; создать общественный транспорт для инвалидов (водитель должен сопровождать пассажира вплоть до дверей квартиры); при проведении капитального ремонта и за счет фонда капремонта обеспечить доступность всех домов; учредить пост уполномоченного по правам инвалидов. Тут нельзя не отметить, что уже работающие уполномоченный по правам человека и уполномоченный по правам ребенка оценивают собственную эффективность как не слишком высокую — большая часть их предложений натыкается либо на отсутствие средств, либо на несовершенство законодательства. Но в целом если с Валерия Лукина и Светланы Семеновой снимут часть груза, они, вероятно, будут только рады.
Много говорилось о результатах встреч активистов ОНФ с муниципальными властями и местными общественными активистами в Ангарске. По итогам мероприятия представители ОНФ пришли к выводу, что муниципальные власти не поддерживают никаких общественных инициатив и не слышат предложения граждан. Отчасти это обусловлено областным и федеральным законодательством — слышать это было особенно забавно, потому что существенную часть делегации ОНФ в Ангарске составляли бывшие депутаты Законодательного собрания, которые эти законы и писали. Впрочем, в Ангарске побывал и действующий депутат ЗС Андрей Лабыгин, которому ОНФ передало все замечания и поручения по возможным путям налаживания контакта граждан и муниципальных властей.
В очередной раз вспомнили о проекте «Народные инициативы»: вроде бы депутатам ЗС удалось договориться с правительством области о повышении расходов по этой статье до 300 млн рублей. Распределять их будут грантами между органами территориального общественного самоуправления и таким образом в области создадут «материальную базу общественной активности». Не лишне будет напомнить, что в городе Иркутске, где проживает каждый четвертый житель области и где находится большинство ТОСов, средств «Народных инициатив» отродясь не видели.
Региональный форум ОНФ закончил свою работу принятием внутренней резолюции, активисты разошлись по «рабочим местам».