«Большой пиар-хлопушкой, последствия которой будут весьма спорными» назвал передачу Международного аэропорта «Иркутск» из федеральной в областную собственность иркутский блогер и экономист Сергей Беспалов. «Наверное, губернатору удалось убедить президента, что „сбросив“ аэропорт, федеральное правительство избавится от бюджетных расходов, а правительство области сможет реализовать крупный проект по модернизации и расширению воздушной гавани столицы Прибайкалья, — отметил эксперт. — Однако с большой долей вероятности можно прогнозировать иной ход дальнейших событий».
По мнению Сергея Беспалова, «аэропорт Иркутска не находится сейчас в кризисном состоянии, а его пропускные возможности вполне соответствуют существующему спросу»: «В последние годы, причем в основном до губернаторства Сергея Ерощенко, аэропорт заметно преобразился в лучшую сторону. Однако региональная власть заявляет, что необходимо поменять оценку „хорошо“ на оценку „отлично“, и она в состоянии это сделать. Полагаю, это лукавство, и на практике будет происходить по-другому».
Эксперт обратил внимание, что речь идет не о продаже аэропорта на открытых, конкурентных торгах отечественным или зарубежным инвесторам, «в результате чего бюджет получил бы деньги» а о передаче из одной ветви исполнительной власти в другую. «Это значит, что теперь губернатор сможет продать или заложить пакет акций ОАО „Международный аэропорт Иркутск“, взять под залог этого пакета кредиты, действуя в рамках государственно-частного партнерства. Уверен, такие операции будут происходить в интересах единственного регионального оператора пассажирских авиаперевозок — компании „Ангара“, контролируемой Сергеем Ерощенко до его вступления в должность губернатора. Если же кто-то считает, что сейчас этого контроля нет не только формально, но и фактически, я очень удивлюсь».
«Обычно финал подобных мега-проектов с внешне броской, яркой оболочкой в условиях авторитарного режима — а именно такой режим, без сомнения, существует в Иркутской области — принципиально один и тот же, пусть и с небольшими вариациями, — подчеркнул эксперт. — Обогащается только узкая группа лиц, или другими словами, „кое-кто в шоколаде, а большинства это не касается“. Подобные проекты очень удобны для масштабного воровства, а вот с привлечением масштабных инвестиций как раз возникают проблемы».
Кроме того, Сергей Беспалов выразил сомнение в целесообразности расширения и модернизации Иркутского аэропорта в ныне существующих границах: «Он давно находится в черте города, что само по себе не соответствует многим нормам. Поэтому надо продвигать проекты по строительству нового аэропорта, а не вкладывать огромные средства в нынешний. Но именно такой, по большому счету бесперспективный подход, взят на вооружение правительством Иркутской области во главе с губернатором Сергеем Ерощенко».
Как уже сообщало наше агентство, президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ в трехмесячный срок обеспечить передачу 100 процентов акций ОАО «Международный аэропорт Иркутск» в собственность Иркутской области. Соответствующее поручение содержится в подписанном главой государства 31 декабря 2014 года указе «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области».
«Принять предложение правительства Российской Федерации и правительства Иркутской области о передаче в собственность Иркутской области находящихся в федеральной собственности: 100 процентов акций ОАО „Международный Аэропорт Иркутск“, имущественного комплекса аэродрома Иркутск (за исключением объектов единой системы организации воздушного движения)», — говорится в документе.
Акции и имущество передаются для привлечения правительством региона на условиях государственно-частного партнерства инвестиций в развитие иркутского авиаузла, в том числе реконструкции действующего аэропорта: аэродромной инфраструктуры, в объеме не менее 1,1 млрд рублей, строительства нового аэропорта (за исключением аэродрома) — в объеме не менее 20 млрд рублей, увеличения к 2020 году пассажиропотока авиаузла не менее чем до 3 млн человек в год.
Иркутский аэропорт находится в границах города Иркутска, в 2013 году обслужил 1,57 млн пассажиров, данные за 2014 год пока не опубликованы. В 2009 году аэропорт завершил реконструкцию терминала внутренних авиалиний, в планах значилось строительство нового международного терминала за 840 млн рублей.
Вместе с тем, более 20 лет в регионе обсуждают вопрос о строительстве нового аэропорта. В последний раз подобный проект был представлен в 2008 году — тогда аэропорт предполагалось разместить в 25 км от Иркутска, около деревни Поздняково.
Переговоры о передаче Иркутского аэропорта в собственность региона велись с 2013 года.