Заседание Общественного совета при Законодательном собрании Иркутской области состоялось 21 ноября. В повестке дня значилось всего два вопроса: об исполнении закона о заготовке гражданами древесины для собственных нужд и о реализации проекта повышения доступности городской среды для маломобильных граждан.
Безвозмездно, то есть даром
Участники совета, успевшие занять свои места задолго до начала, удивлялись откровенной пустоте повестки, на что заместитель председателя ЗС Андрей Лабыгин веско ответил: «Древесина – это самое главное!». Послушать про древесину пришли всего десять членов Общественного совета, чего, впрочем, по словам председателя ЗС Сергея Брилки, достаточно для проведения «чрезвычайно важного» мероприятия. Первый доклад должен был сделать министр лесного комплекса Сергей Шеверда.
Министр напомнил, что с 26 мая 2017 года в областной закон № 109 были внесены поправки, разрешающие гражданам не подавать заявку каждый год, а всего лишь следить за ее движением в электронной очереди. Этими же поправками был определен приоритет в получении древесины тех граждан, чье жилье пострадало от пожаров, – в 2017 году было подано 94 таких заявки, из них 47 уже удовлетворены. В целом количество заявок в этом году в очередной раз выросло – на 20 ноября их было уже более 30 тысяч с объемом заготовки более 1,8 млн кубометров.
– Заключено 11,5 тыс. договоров купли-продажи древесины, это на 36 процентов больше по деловой древесине и на 35 процентов больше по дровам. В прошлом мы не знали, сколько гражданам нужно древесины, теперь у нас есть сумма заявок, и мы можем принять решение об увеличении объема выделенной древесины на 600 тыс. кубометров, – сообщил Сергей Шеверда.
Министерство отслеживает не только объем продажи и покупки древесины для собственных нужд, но и количество домов, которые можно было построить из этого объема делового леса. Ведомство выступило с инициативой поручить заготовку древесины государственным автономным учреждениям (поскольку у большинства заявителей все равно нет техники для заготовки и вывоза, а зачастую нет и необходимых навыков для таких работ) – это позволит заодно и сократить количество людей, приходящих в лес вроде бы легально, а на деле с неизвестными целями.
Сергей Брилка попросил уточнить информацию о построенных домах: действительно, министерство знает в теории, сколько домов можно построить, но знает ли кто-то, сколько возводят на самом деле? Сергей Шеверда пояснил, что в настоящее время контроль над строительством домов законодательством не предусмотрен, поэтому областное министерство подало законопроект о введении необходимых уточнений в Лесной кодекс.
– Мы готовы передавать гражданам либо круглый лес, либо готовые пиломатериалы. Это позволит контролировать ситуацию и исключить из цепочки посредников в лице неизвестных коммерческих организаций, – пояснил министр. – В южных районах области расчетной лесосеки для таких целей вообще нет, а мы сможем заготавливать лес в лесных районах и привозить по заявке, куда потребуется. Цену может установить служба по тарифам.
Члены совета обсудили доклад и высказали несколько предложений, в том числе активизировать работы по лесоустройству. Сергей Шеверда рассказал, что в 2015 году лесоустройство было проведено на площади 600 тыс. га, в 2016 году – 1,2 млн га, в 2017 – уже более 1,7 млн га. Сергей Брилка подтвердил эту информацию и сообщил членам совета, что в бюджете 2018 года запланировано увеличение расходов на эту задачу. Но вот проект Сергея Шеверды о выделении средств через лесхозы Брилке не понравился.
– Порядка в лесу будет больше, у лесхозов появится коммерческий оборот леса – но где в этой ситуации многодетная семья или семья инвалидов, которые рассчитывали бесплатно получить лес на строительство жилья? – спросил спикер и заметил, что депутаты отвлеклись на разговоры между собой. – Коллеги, вы слышите, о чем мы тут рассуждаем?
Коллеги заверили, что все слышат, а министр пояснил, что у него есть два варианта, и пока спикер говорил, появился третий. В самом простом случае семья может получить 125 кубометров бесплатно, забрать половину себе для строительства, а второй половиной расплатиться с лесхозом за заготовку и работу. Депутаты предложили сократить долю лесхоза до 20 процентов – начался нормальный торг. Председатель комитета по законодательству о сельском хозяйстве, природопользовании и экологии Кузьма Алдаров назвал закон о заготовке древесины «сложным» и признал успешность электронной очереди: нет конфликтов, споров и «ожидания ночами у костров».
– Большая проблема – контроль над целевым использованием древесины. Граждане не имеют права перепродать заготовленный лес; лесники не могут проверять передвижение древесины за пределами леса. Было большое совещание у губернатора, предложили наделить субъект федерации соответствующими полномочиями. Передача полномочий должна сопровождаться созданием новых рабочих мест с необходимым оборудованием – это проблема. Но мы предлагаем несколько инициатив и просим совет принять проект резолюции, в котором дается поручение правительству и депутатам принять меры для обеспечения льготных категорий граждан строительной древесиной, – сказал Кузьма Алдаров.
Разговор тем временем стремительно заходил в тупик. Депутаты искренне желали обеспечить льготные категории граждан бесплатным строевым лесом, но все понимают, что средств на заготовку и строительство у таких людей все равно нет и одной рукой предлагая им помощь, депутаты другой рукой вводят их в искушение и подталкивают ко всяким полу- или вовсе незаконным схемам. При этом область явно уходит от решения задачи наведения порядка в лесу: имея на руках документы от льготников, нанятые ими частные компании сплошь и рядом нарушают законы о заготовке древесины. Участники заседания внесли множество поправок в заготовленный проект решения и решили продолжить работу над проблемой в течение декабря 2017 и января 2018 года.
Помощь придет
Заместитель министра социального развития Алексей Макаров отчитался в реализации программы повышения доступности общественных зданий и госучреждений для маломобильных групп населения. На эту задачу из федерального бюджета выделено более 280 млн рублей, из областного – 117 млн, из местных бюджетов – 85 млн рублей. Типовое решение для каждого здания состоит в том, чтобы построить пандус на входе, парковку возле здания и специальные туалеты в самом здании. В специализированных зданиях (например, реабилитационном центре в Шелехове) программа более сложная, но реализуется вполне успешно. Введена региональная диспетчерская служба для инвалидов по слуху – там, судя по представленным на заседании совета слайдам, информация передается при помощи видеосвязи. Алексей Макаров отметил, что 12 муниципальных образований области вообще не разработали и не представили в правительство программы повышения доступности среды для инвалидов. Правительство же еще до конца года планирует завершить оснащение 51 здания – в списке образовательные, лечебные и другие важные учреждения.
– В 2018 году заключено соглашение с федеральным правительством на продолжение программы, пока запланированы расходы в объеме 38,4 млн рублей. В 2017 году исполнены все 32 целевых показателя, заложенных в программе. Да, идет сокращение финансирования, но это решение федерального центра, – отметил Алексей Макаров.
Сергей Брилка высказал удивление таким решением и предложил сохранить финансирование из областного бюджета хотя бы на уровне 2017 года. Заместитель министра пояснил, что оставшиеся неоснащенными здания находятся в основном в частной собственности, и владельцы обязаны исполнять закон о доступности для инвалидов. Прокуратуры соответствующего уровня должны предупредить владельцев об этом требовании и, по имеющейся в министерстве информации, прокуроры уже занялись этой работой. Сергей Брилка продолжал настаивать: частные объекты понятно – но разве все сделано в муниципальных образованиях? В Качуге при вводе в эксплуатацию новой школы ее не принимали до тех пор, пока подрядчик не купил и не установил специальный подъемник – хотя ни одного ребенка-инвалида в школе нет. Члены совета поддержали предложение о сохранении финансирования.
Следующее заседание совета состоится 25 декабря – на нем должны быть «закрыты все вопросы 2017 года», пояснил Сергей Брилка.
Фото Даниила Бугаевского