Главные врачи Прибайкалья подписывают письмо в адрес губернатора Сергея Левченко и председателя Законодательного собрания Сергея Брилки, в котором выступают против инициативы группы депутатов регионального парламента забрать у муниципалитетов и передать правительству области полномочия по созданию благоприятных условий для привлечения медработников в территории. Под документом уже есть пятнадцать подписей. Список руководителей медицинских учреждений, воспротивившихся разрушению дающей положительные результаты совместной работы территорий и регионального минздрава в области кадрового обеспечения, растет. Документ с изложенной и лично удостоверенной главврачами позицией поступит и министру здравоохранения региона Олегу Ярошенко, также письмо отправят самому вдохновителю депутатского начинания — председателю комитета по здравоохранению и социальной защите областного парламента Андрею Лабыгину.
Авторы обращения, если выразить его смысл иносказательно, подчеркивают, что стремление переложить все «на одну голову» неминуемо сделает ее, а точнее, получателей медицинских услуг, только больнее. Практика это уже подтвердила. Так, с 1 января 2013 года федеральный закон передал полномочия по организации медицинской помощи населению на региональный уровень. До этой даты, когда у медицинского руля стояли местные власти, ситуация с укомплектованностью врачами в области была сложной — на момент передачи полномочий потребность была закрыта на 53,8 процента. После означенной даты сформировалась вовсе не полная новая «монополия», поскольку у Иркутской области осталась возможность обеспечить именно совместные усилия региона и муниципалитетов в решении кадровой проблемы, выраженная в пункте № 13 седьмой статьи закона «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области» (его и хотят отменить Андрей Лабыгин с единомышленниками). Благодаря тому, что этой возможностью в Прибайкалье активно пользуются в последнее время, то по итогам 2016 года обеспеченность врачами выросла до 56,1 процента. За прошлый год благодаря именно совместным усилиям муниципальных властей и регионального минздрава удалось впервые за долгое время не только приостановить отток медперсонала, но и увеличить количество врачей на 77, в том числе частично закрыв «брешь» по остродефицитным специальностям.
При этом названная норма сформулирована так, что не обязывает муниципалитеты принимать какие-то строго определенные меры, власти действуют с учетом возможностей и потребностей своих территорий. Но наличие комплексного подхода, опирающегося на соответствующие полномочия, в любом случае демонстрирует свое преимущество. В 31 из 42 муниципальных образований второго уровня, где разработаны программы социальной поддержки, наблюдаются кадровые улучшения. Кроме аспектов чисто финансовых, важны и организационные усилия, поиск вариантов, которые окажутся действенными именно в данной территории и в данном случае. Поэтому аргумент сторонников изъятия полномочий, что у муниципалитетов мало денег, некорректен. Денег не хватает всегда. Более того, в объяснительной записке к проекту закона «реформаторами» указано, что после воплощения их идеи в жизнь дополнительных денежных средств из областного бюджета не потребуется, что противоречит новаторской идее.
В письме перечислены мероприятия в Братске, Ангарском городском округе, Усть-Илимском районе, Усть-Куте и других территориях региона, которые активно способствуют решению кадровой проблемы в медицине, опираясь на свои полномочия. Вместе с тем изъятие этих прав закономерно снизит внимание местных администраций к соответствующей работе, нарушив наладившееся взаимодействие, и лишит потенциальных врачей больниц Прибайкалья, в том числе приезжих, сотен предоставленных им на тех или иных условиях квартир и разного рода выплат, которые в масштабах региона выражаются в миллионах рублей. Список найденных на местах способов «завлечь» медиков или «вырастить» своих, начиная работу еще в школах, внушительный.
При этом правительство области, которое по определению занимается организацией медпомощи населению в Прибайкалье, в любом случае прилагает максимальные усилия в одном направлении с озабоченными ее качеством на своей территории муниципалитетами. Каждый отчет главврача минздраву, а в строгости этой процедуры уже вряд ли кто-то сомневается, обязательно включает данные об эффективности решения кадрового вопроса. Есть немало учреждений, к примеру, которые платят за счет своих средств дополнительные стипендии согласившимся работать у них после учебы студентам. Но усилия медучреждений будут недостаточны без помощи мэров, так что круг замыкается.
Несущий пугающие главврачей перемены законопроект уже внесен в областной парламент, перспектива прохождения его реальна. Необдуманность намерения насильно «умыть руки» муниципалитетам возмущает тех, кто ежедневно решает кадровую проблему в региональной медицине и лечит людей, имея настоящую квалификацию в том и другом делах. Главные врачи выражают настойчивую надежду на то, что пока обойденное мнение профессионалов-медиков, а также позицию самих руководителей муниципальных образований как-то учтут, если уж не предусмотрели публичные обсуждения такого социально значимого документа.
Фото: «Марийская правда»