Внесенный группой депутатов Законодательного собрания в первой половине марта законопроект с ничего не говорящим названием «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» в действительности предполагает очередное расширение полномочий парламентариев. Законопроект, как сказано в заключении правового управления регионального парламента, предлагает «дополнение существующих в законодательстве Иркутской области форм депутатской деятельности возможностью внесения на рассмотрение Законодательного собрания предложений о направлении парламентских запросов; определение депутатского запроса как формы осуществления контрольных полномочий, самостоятельно реализуемых депутатом ЗС, группой депутатов». Помимо ключевого новшества — парламентского запроса — авторы законопроекта предложили обозначить срок рассмотрения как его, так и депутатского запроса, а также установить регламент истребования информации.
В заключении на законопроект, направленном губернатором Сергеем Левченко, отмечены несколько пунктов, о которых умолчали юристы правового управления Заксобрания. Депутаты хотят получить право «направлять уполномоченным органам и лицам предложения о привлечении виновных лиц к ответственности при выявлении признаков правонарушений; ...вносить уполномоченному органу или лицу представления об освобождении от должности лица, два и более раза привлекавшегося к административной ответственности за совершение определенных административных правонарушений». Помимо этого, глава региона усмотрел в законопроекте «расширение круга лиц, в отношении которых ЗС осуществляет контрольные полномочия».
Забегая вперед, стоит сказать, что губернатор не возражает против принятия закона, однако предлагает устранить несколько странных моментов. Например, из проекта закона нельзя понять, как именно ЗС может установить вину тех лиц, которых депутаты потребуют привлечь к ответственности, — у народных избранников есть возможности для парламентского контроля, но нет полномочий для ведения следствия и вынесения приговора. Когда депутаты говорят о вынесении представлений об увольнении с должности, они пытаются превысить свои полномочия — Трудовой кодекс, закон о государственной службе и законы Иркутской области не предусматривают участия депутатов в деятельности органов государственной власти, когда речь идет о трудовых отношениях. Депутаты пытаются превысить свои полномочия и в том случае, когда включают в список подконтрольных лиц руководителей муниципальных и государственных унитарных предприятий — этот пункт противоречит федеральному закону 184-ФЗ.
На заседании комитета по госстроительству области и местного самоуправления 4 мая заместитель руководителя аппарата Заксобрания Алексей Петров, представляя депутатам законопроект, заявил, что действующий областной закон о статусе депутата ЗС не отражает изменения в федеральном законодательстве, и в нем нет такого понятия, как парламентский запрос. Если на получение статуса депутатского запроса нужно согласие большинства депутатов, то парламентский запрос может направить один депутат по собственной воле, ни с кем не советуясь.
Представитель губернатора в ЗС Роман Буянов попросил уточнить, чем отличается депутатский запрос от обращения, но Алексей Петров не смог объяснить.
— Обращение — это больше по текущим вопросам работы, запрос — более важные проблемы. Предполагается, что депутаты действуют добросовестно и не направляют запрос там, где достаточно обращения, — пояснил (как ему казалось) Алексей Петров.
Депутатам пришлось самим для себя уточнять, что будет с уже принятыми депутатскими запросами (они сохранят свой статус и по ним продолжится работа). Концепцию — но не все содержание — закона поддержал уполномоченный по правам человека Валерий Лукин, который за годы своей депутатской работы неоднократно пытался подать депутатский запрос, но большинство на сессии отказывало ему. Большинство членов комитета проголосовали за то, чтобы рекомендовать сессии принять закон в первом чтении.