... Иркутск
Доллар
Евро

Счетная палата, Алексею Кудрину: надо поработать над ошибками


3ы.jpgПристальное внимание Счетной палаты Российской Федерации к субъектам, входящим в условный Байкальский макрорегион (Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край), должно бы нам льстить – все-таки не каждому субъекту Федерации столько внимания. Да вот беда: СП РФ в своих отчетах и особенно в своих размашистых пресс-релизах описывает положение дел в самых черных красках, создавая на карте между Красноярским краем и Амурской областью единое грязно-бурое пятно. А ведь это неправильно.

Очередной отчет с длинным названием «Оценка состояния консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Байкальского региона, с учетом обеспечения сбалансированности документов стратегического планирования в ходе реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», в 2016–2018 годах». Если оставить за скобками то, что сказано в этом отчете по поводу предстоящих инвестиций (до 2020 года), остается плачевное настоящее. Например, заявление аудиторов о том, что «консолидированные бюджеты Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области несбалансированны. За прошедшие 3 года утвержденные расходы росли сильнее доходов».

Вероятно, при механическом суммировании бюджетов всех трех регионов (более всего похожем на вычисление «средней температуры по палате») действительно получится что-то неблагоприятное. Вполне возможно, что в Бурятии и Забайкалье все обстоит не слишком благополучно, недаром же губернатор Забайкалья Наталья Жданова так поспешно ушла в отставку осенью прошлого года. Однако же в Иркутской области бюджет в последние три года нельзя назвать таким уж проблемным. С 2015 по 2018 год утвержденные доходы консолидированного бюджета выросли на 49,2 млрд рублей (со 130,4 млрд рублей до 179,6 млрд), а расходы – на 40 млрд. Это те цифры, которые принимали накануне Нового года, так сказать – предположения и прогнозы.

Если сравнивать фактическое исполнение бюджета (то есть «цыплят по осени»), то цифры получаются еще более интересные: за 2015–2018 годы доходы консолидированного бюджета области выросли на 64,5 млрд рублей (со 129,1 до 193,6 млрд), а  расходы – лишь на 41 млрд рублей (с 139 до 180,0 млрд). Любое предприятие, доходы которого растут быстрее, чем расходы, причем первые превышают вторые, назовут успешным. Иркутской области есть к чему стремиться, однако поводов для столь уничижительных выводов аудиторов явно не просматривается. Счетной палате стоит или пересмотреть свои подходы, или оговариваться: «в Байкальском регионе расходы бюджетов растут быстрее доходов – кроме Иркутской области, где все наоборот…».

Еще один «мощный» тезис Счетной палаты: «Существенное сокращение объема долга, как государственного, так и муниципального, не произошло». Ключевое слово тут «существенное». Власти регионов и руководство муниципальных образований могут костьми лечь в борьбе за снижение долга, но какой-то аудитор СП РФ, которого никто в глаза не видел и который ни за что ни перед кем не отвечает, ставит штампик «несущественно» – и все усилия превращаются в пар.

Между тем в Иркутской области размер государственного долга за три года сократился на 35% – с 18,8 млрд рублей на конец 2016 года до 12,3 млрд рублей по итогам 2018 года. Если это «несущественно», если область серьезно отстает от других регионов страны по темпам, назовите лидера, чтобы правительство региона знало, с кого брать пример. Счетная палата таких данных не приводит, а ведь данные есть: лишь в 12 регионах РФ государственный долг в 2018 году сократился более чем на 25% – то есть Иркутская область входит в очень узкую группу и даже в ней находится где-то на шестом-седьмом месте. Из 85 регионов 22 свой долг только увеличивают. Наши западные соседи, Красноярский край, в 2018 году перешагнул планку в 100 млрд рублей: долг края теперь составляет 109,1 млрд!

Можно, конечно, предположить, что картину портят долги муниципальных образований. Но и тут ничего критичного: по состоянию на 1 января 2019 года размер муниципальных заимствований составляет 4,8 млрд рублей, или всего 16,1% от налоговых и неналоговых доходов муниципалитетов за 2018 год. В пересчете на одного жителя это всего 2 тысячи рублей, что дает 31-е место в стране, если считать от минимального.

Интересно, какими словами описывает СП РФ положение дел в Красноярском крае, если у нас снижение «несущественное», а у них там долг за год вырос почти на ту же сумму, что нам осталось отдать?.. В далеком Краснодарском крае госдолг больше нашего в 10 раз (127,8 млрд), в Татарстане (который нам почему-то все время приводят в пример как якобы очень успешную экономическую модель) долг превышает 94 млрд, а в Московской области – 93 млрд. В Республике Мордовия государственный долг превышает доходы субъекта в 2,46 раза – то есть им надо три года работать, ничего не получая, чтобы только расплатиться с уже накопленными долгами. Впору объявлять региональный дефолт и присваивать республике непочетное звание «регион-банкрот».

В совокупном рейтинге регионов РФ, учитывающем соотношение бюджетных и коммерческих кредитов, долю долга в доходах региона и другие факторы, Иркутская область занимает 12-е место, Бурятия – 33-е, а Забайкальский край – 70-е. Что-то подсказывает, что сравнивать область, не имеющую коммерческих кредитов, с краем, у которого госдолг превышает 90% собственных доходов, как-то не слишком корректно… Палата, впрочем, не сравнивала, она обобщила – все подряд и как смогла.

Нам остается тихо радоваться, что «Байкальский регион» – конструкция скорее виртуальная, никакими государственными решениями не утвержденная и никаких обязательств на Иркутскую область не накладывающая. Республика Бурятия и Забайкальский край в ноябре 2018 года под неприлично радостные крики местной общественности отбыли из состава Сибирского федерального округа в Дальневосточный федеральный округ, так что теперь положение дел там – головная боль полномочного представителя президента в ДВФО Юрия Трутнева. Осталось только добиться, чтобы Счетная палата не обобщала Иркутскую область и других соседей – а то в этом «кривом зеркале» узнать себя невозможно. Страна у нас большая, условия разные, и любые вычисления усредненных показателей приводят к искажению реальной картины.


Яндекс.Метрика