Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания Иркутской области на очередном заседании 16 ноября рассмотрел пять законопроектов, в том числе впервые на площадке ЗС — проект закона о бюджете региона на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов.
Перед вторым чтением к закону об особо охраняемых природных территориях предложены несколько принципиальных поправок, в том числе вводится новый тип ООПТ — «природно-антропогенный ландшафт». Другой поправкой предложено придать дополнительный охранный статус Кайской роще, которая уже считается ООПТ и принадлежит Иркутску. Председатель комитета Кузьма Алдаров отметил, что в будущем закон, видимо, будет пополняться и расширяться как по количеству ООПТ, так и по их видам.
— Наш закон находит большую поддержку общественных организаций; мы, в свою очередь, внимательно наблюдаем за реализацией сходных законов в республиках Бурятия и Якутия, — сказал Кузьма Алдаров.
К закону «Об отдельных вопросах в сфере заготовки и оборота древесины на территории Иркутской области» поступили две поправки, при этом они были поданы с нарушением сроков, но депутаты решили их рассмотреть. Члены комитета приняли решение одобрить и рекомендовать сессии принять и поправку, предложенную губернатором, и поправку, выработанную группой депутатов. Поправка губернатора, в частности, вводит новый документ — идентификационную карту, которая, считают в правительстве, привяжет каждое бревно к месту заготовки. Карты будут передавать предпринимателям безвозмездно, ежемесячно при сдаче отчета о проделанной работе будет производиться учет выданных, использованных и неиспользованных карт. Использование карт будет обязательно, без нее лес не будет принят на переработку. Никто, правда, пока не знает, за чей счет будут изготовлены карты и метки — совещание на эту тему состоится в Рослесхозе лишь 17 ноября.
Министр лесного комплекса Сергей Шеверда отметил, что меры, принятые правительством для повышения контроля в лесной отрасли, уже дали свои результаты: за девять месяцев 2016 года поступления доходов в бюджет области выросли на 45 % и превысили 3,2 млрд рублей. Новые меры контроля позволят увеличить собираемость налогов и других платежей.
— С каждым законом нужно работать, — отметил Сергей Шеверда. — Прошлым законом о пунктах отгрузки древесины занимались три человека, нашим законом будут заниматься 37 территориальных управлений министерства. Еще при подготовке законопроекта мы подготовили весь порядок внедрения карт, все необходимые постановления правительства и новый порядок будет введен в работу сразу после принятия закона.
Депутаты высказали удовлетворение работой правительства и единодушно проголосовали за принятие поправок, необходимых для введения идентификационных карт и меток. Большой интерес участников заседания вызвала поправка номер семь: если она будет принята на сессии, губернатор и правительство Иркутской области будут обязаны ежеквартально отчитываться о принятых мерах по борьбе с незаконными рубками и, самое главное, о результативности этих мер.
Последним по порядку, но первым по значению стало обсуждение проекта бюджета. Министр финансов Наталия Бояринова в своем выступлении обратила внимание депутатов на возвращение к трехлетней системе формирования бюджета. В основу проекта положен прогноз социально-экономического развития региона, исходя из которого, минфин рассчитывал поступление налогов. В первую очередь областному правительству пришлось учесть решение федерального правительства дополнительно аккумулировать 1 % налога на прибыль с последующим распределением нуждающимся регионам. Иркутская область не входит в этот список, поэтому ежегодно будет терять только на этом пункте не менее 2,1 млрд рублей.
— Впервые в моей практике работы федеральное правительство приняло решение распределять дотации регионам только во втором чтении федерального бюджета. Поэтому с учетом всех известных параметров, основная задача бюджетной политики на региональном уровне — сохранение всех социальных расходов и исполнение майских указов президента, исполнение 17 областных государственных программ. В первую очередь средства будут направляться на заработную плату, социальные выплаты и пособия, — отметила Наталия Бояринова. — Эти суммы будут проиндексированы на 4 % — то есть официальный уровень инфляции в РФ.
Министр напомнила собравшимся, что до 1 сентября 2017 года необходимо расселить граждан из ветхого и аварийного жилья, на эту задачу будут направлены 2,1 млрд рублей из областного бюджета. Дорожный фонд составит 7,1 млрд рублей, что ниже уровня текущего года (11,6 млрд) из-за сокращения федеральной составляющей. В 2016 году акциз на нефтепродукты отчисляется в региональные бюджеты на 88 %, в 2017 году эта доля снизится до 60 %. Правительство снизило дотацию на эффективность муниципальным образованиям с 1 млрд до 500 млн, высвободившиеся средства получат наименее обеспеченные муниципальные образования, причем уже в начале года.
Проект «Народные инициативы» будет профинансирован на 300 млн рублей — то есть на уровне 2016 года. Наталия Бояринова отметила, что федеральное законодательство изменило систему предоставления субсидий: если в прошлом было 54 вида разных субсидий, то теперь на одну государственную программу будет предоставляться всего одна общая субсидия.
Министр назвала основные параметры бюджета: доходная часть — 101 млрд рублей, расходы — 110 млрд, дефицит 9 млрд рублей. К 2019 году дефицит бюджета должен снизиться до 5 млрд при незначительном росте доходной части. Министр назвала бюджет «непростым, а по некоторым параметрам жестким», но соответствующим сложившейся в области ситуации и возможностям региона. Депутаты в ходе дискуссии обратили внимание на тот факт, что по программе поддержки сельского хозяйства планируется выделить средства сельским территориям, где такое хозяйство никогда не велось и не будет — по климатическим или иным причинам. Более того, депутаты предложили исключить из этих программ проекты строительства фельдшерско-акушерских пунктов, потому что они не влияют на сельское хозяйство. Министр пояснила, что такова федеральная практика, но учет расходов ведется отдельно на сельское хозяйство и отдельно на нужды сельских жителей, и никто не пытается показать средств больше, чем их есть.
Между депутатами и министром сельского хозяйства Ильей Сумароковым разгорелась дискуссия вокруг сумм поддержки программ мясного скотоводства. Министр напомнил, что в 2016 году сумма по этой статье составила 142 млн рублей, что существенно выше, чем годом ранее (менее 100 млн рублей). В проекте бюджета заложена сумма 104 млн, и разговор на эту тему между министерством и ведущими производителями мяса был на разных площадках. Депутаты высказались в том смысле, что им этих обсуждений недостаточно и министр согласился возобновить диалог на любой удобной для депутатов площадке.
Правительство сохранило на прежнем уровне размер поддержки программ выращивания овощей в закрытом грунте, потому что между правительством и поставщиками еще не завершилась дискуссия о графике платежей: в прошлом график составляли по ситуации, сейчас поставщики настаивают на ежемесячных платежах. Правительство готово согласиться на эти условия, если поставщики сделают шаг навстречу и снизят тарифы для сельхозпроизводителей.
Председатель комитета Кузьма Алдаров попросил объяснить осторожное поведение правительства при составлении бюджета, ведь уже за три квартала 2016 года доходная часть превысила 113 млрд. Наталия Бояринова объяснила, что в 2016 году удалось увеличить размер федеральной поддержки с 7 млрд (в проекте бюджета) до 13 млрд (по факту) рублей. На сегодняшний день вообще неизвестно, какую дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности направит федеральное правительство в регионы и какую сумму получит Иркутская область.
— Сегодня заложить в бюджет рост налогов и не получить его в следующем году нельзя, мы можем получить необеспеченные налогами расходные обязательства, — подчеркнула Наталия Бояринова. — Налог на прибыль, например, очень волатилен и те, кто предлагает его распределить между муниципальными образованиями, очень не правы. Федеральное правительство нам этого не рекомендует, потому что он очень трудно просчитывается. Федеральная налоговая служба, например, не дает нам прогноз роста налога на прибыль — мы считаем, что он будет 31,8 млрд (факт 2016 года — 33 млрд), а они дают меньше.
Наталия Бояринова прокомментировала заявления о том, что министерство финансов «сидит на деньгах и никому не дает»: если в 2017 году будут дополнительные средства, бюджет можно корректировать хоть каждый месяц — ограничений на этот счет нет. Более того, впервые за многие годы федеральное правительство рекомендовало всем регионам планировать бюджет исходя из максимально консервативного сценария — разумеется, правительство Иркутской области не может противоречить в этом пункте федеральному. В завершающей части дискуссии Наталия Бояринова отметила, что она — как опытный финансист — уверена: лучше быть сильным регионом и зарабатывать самостоятельно, чем стоять с протянутой рукой и ждать помощи федерального центра. Депутатам этот ответ явно понравился, за одобрение бюджета комитет голосовал единогласно — при одном воздержавшемся.