Проект закона «Об Общественной палате Иркутской области», внесенный на рассмотрение депутатов от имени правительства региона, представила профильному комитету по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении на очередном заседании 26 января начальник управления губернатора и правительства по связям с общественностью и национальным отношениям Ольга Куриленкова. Она пояснила, что необходимость в корректировке регионального закона появилась в связи с принятием федерального закона 183-ФЗ от 23 июня 2016 года; законопроект был подготовлен правовым управлением правительства при участии Института законодательства и правовой информации им. М. М. Сперанского и Общественной палаты области. В законопроекте оговорено местонахождение организации, а также тот факт, что палата не является юридическим лицом. Цели и задачи палаты, по словам Ольги Куриленковой, описаны «более лаконично».
Важным новшеством стало увеличение срока полномочий очередного созыва палаты с двух до трех лет, а также сокращение количества членов палаты с 64 до 63.
— Эта норма была изменена в связи с тем, что федеральный закон определил количество членов палаты — не менее 21 и не более 102, при этом губернатор региона получил право назначать треть членов палаты. Вторую треть назначает законодательный орган региона, а затем избранные члены выбирают еще треть. Прежнее количество — 64 члена палаты — на 3 не делится, и было принято решение остановиться на числе 63, — пояснила Ольга Куриленкова.
Срок формирования нового состава Общественной палаты сократился с пяти месяцев до 120 дней. В законе говорится, что в случае принятия он будет действовать с 1 января 2017 года, но действующий состав палаты завершит свою работу в октябре текущего года в соответствии с действующим законом от 2007 года. После этого старый закон будет полностью отменен, и Общественная палата будет формироваться и работать по новому закону.
Старший помощник прокурора Прибайкалья Ольга Борисова в своем выступлении заявила, что данный областной закон действительно нужно привести в соответствие с федеральным законом, но представленный законопроект для этого не подходит и как минимум нуждается в дополнительном обсуждении. Правовое управление Законодательного собрания также дало на законопроект отрицательный отзыв. По мнению юристов ЗС, при определении целей и задач палаты, авторы полностью упустили положения федерального закона «Об общественном контроле», в котором Общественные палаты названы ключевым элементом такого контроля. Законодательное собрание неоднократно корректировало областной закон о палате и сумело «вмонтировать» в него тезисы об общественном контроле, а в новом законе об этом нет даже упоминаний.
Предложенный законопроект прямо противоречит ФЗ-183, в котором первый акт о формировании нового состава палаты издает законодательный орган региона — в предложенном депутатам тексте такой акт издает губернатор. В одной из статей законопроекта перечислены пять целей Общественной палаты, но далее подробно раскрываются только две из них. Внутренние ссылки на различные пункты в законопроекте противоречат друг другу. По оценке правового управления, законопроект даже нельзя считать законом о палате — разве что «об отдельных вопросах...». Заместитель руководителя аппарата ЗС Алексей Петров в своем выступлении сказал, что в законопроекте не прописан такой важный пункт, как срок полномочий председателя Общественной палаты. Все высказанные замечания привели Алексея Петрова к предложению: отложить законопроект и не рассматривать его на сессии даже в первом чтении.
— Тот факт, что сегодня на комитете нет представителей Общественной палаты, тоже должен нас сдержать, — отметил Алексей Петров. — В этом году исполняется 10 лет с начала деятельности палаты, и в такой год нужно совместными усилиями принять качественный закон.
Председатель профильного комитета Борис Алексеев суммировал все прозвучавшие мнения и предложил правительству заново внести проекта закона на рассмотрение депутатов, предварительно проработав его с участием юристов ЗС и членов Общественной палаты.