На майской сессии Законодательного собрания правительство области представит последние поправки в Устав области, которые узаконят существование Уставного суда области. Первые поправки уже были внесены и приняты в первом чтении в марте, в настоящее время идет научная экспертиза и обсуждение поправок. Окончательный текст закона об учреждении Уставного суда уже готов и будет внесен на рассмотрение депутатов после того, как вступят в силу поправки в Устав, то есть не менее чем через 10 дней после опубликования новой редакции Устава.
Параллельно идет работа над внесением поправок в областной закон о государственных должностях, так как в области появляются новые должности — председатель Уставного суда, его заместитель и судьи Уставного суда. Готовится и финансово-экономическое обоснование деятельности Уставного суда: по первой оценке, ежегодные расходы составят 28–30 млн рублей. Поскольку расходы на деятельность суда планируется включить в бюджет 2015 года, работа нового ведомства начнется не ранее нового года.
«Сейчас в Российской Федерации работают 17 региональных Уставных судов, — прокомментировал 15 апреля ситуацию заместитель губернатора Виктор Игнатенко. — В нашем суде будет пять судей, это позволяет иметь квалифицированный кворум (три судьи), а самим судьям будет проще обмениваться опытом при рассмотрении сложных дел. В большинстве работающих судов судей именно пять, кое-где больше, но в основном именно так. Аппарат суда составит не более 10–15 человек».
Как рассказал Виктор Игнатенко, в среднем Уставные суды рассматривают 20–25 дел в год,и этого вполне достаточно, чтобы полностью окупить их существование на годы вперед. Так, например, Уставная палата, которая некогда работала в Иркутской области, в 2008 году сумела предотвратить сделку по отчуждению областного пакета акций нефтегазовой компании, которые по нынешнему курсу стоят около 3 млрд рублей. Уставная палата была эффективна, но ее решения носили рекомендательный характер — в отличие от суда, решения которого обязательно для всех и неисполнение карается по закону. Если решение суда не исполнит муниципальный орган власти — он может быть расформирован, если губернатор — его могут отставить от должности и даже судить.
«Уставной суд не будет судить людей, там не будет скамьи подсудимых, — отметил Виктор Игнатенко, — он будет проверять соответствие правовых актов — губернатора, правительства и муниципальной власти — Уставу Иркутской области. Суды общей юрисдикции тоже рассматривают дела о соответствии нормативно-правовых актов законодательству, но они берут федеральное законодательство. Уставные суды в Калининграде и Екатеринбурге, например, работают активно, а в Челябинской области за два года — три дела».