Комитет по экологии и охране окружающей среды Государственной думы рассмотрел и отверг законопроекты, предлагающие ослабить режим экологической экспертизы при строительстве на Байкальской природной территории (БПТ). Но у одного из авторов этих документов, депутата Госдумы Михаила Щапова, есть аргументы, чтобы добиться поставленной цели хотя бы не с первого раза. Как напоминает пресс-служба народного избранника, проходить эту весьма затратную по средствам и времени процедуру — экоэкспертизу — должны все проекты объектов капитального строительства, включая образовательные, лечебные учреждения и жилые дома, на территории шириной до 200 километров на запад и северо-запад от Байкала (а это значительная часть Иркутской области, где проживают свыше миллиона человек), и до 400 километров на восток и юго-восток (большая часть Бурятии и часть Забайкальского края). Это ущемляет права местных жителей, ухудшает их доступ к государственным услугам, ставит в неравное положение по отношению к населению других территорий. Так, например, в 2017 году в Иркутской области запланировано построить 15 остро нужных фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в пределах Байкальской природной территории. На обязательную экоэкспертизу нужно потратить 8,9 млн рублей, а это сопоставимо со стоимостью еще одного ФАПа.
Михаил Щапов. Фото Татьяны Глюк
Михаил Щапов считает формальным соответствующее решение комитета, под которое одновременно попал и разработанный с аналогичными целями и внесенный в 2015 году законопроект его коллеги из прошлого созыва, депутата от Бурятии Михаила Слипенчука (автор третьего документа, Сергей Тен, отозвал его перед заседанием). Обоснование отрицательного заключения профильного комитета сводится к ожиданиям изменений в закон об экологической экспертизе, но они по факту и не будут противоречить предложениям Щапова и Слипенчука. С 1 января 2018 года на всей территории России вводится обязательная экологическая экспертиза для объектов I категории опасности, а названные депутаты хотели освободить от нее лежащие в Байкальской природной территории, но вне ее Центральной экологической зоны объекты III и IV категорий. К последним относятся, в частности, офисы, учреждения образования и социальной сферы, а также жилые дома, все они оказывают незначительное влияние на окружающую среду. I группа, для справки, это, например, горнодобывающие предприятия, предприятия металлургии, органического и неорганического синтеза, объекты обезвреживания и захоронения отходов, очистки сточных вод, мясокомбинаты, свиноводческие и птицеводческие комплексы.
Депутат подчеркнул, что и упомянутое в отрицательном заключении на законопроект Главного правового управления положение Декларации по окружающей среде и развитию, подписанное нашим государством в 1992 году в Рио-де-Жанейро, никак не противоречит задаче смягчения экоэкспертизы в очерченных законопроектом пределах. Ведь речь идет о территории за пределами Центральной экологической зоны Байкала и об объектах, которые оказывают незначительное и минимальное воздействие на окружающую среду, а требований столь жесткого регулирования в декларации нет. Нет требований, отмены которых хочет добиться Щапов, и в документах ЮНЕСКО.
На позицию комитета могли бы повлиять слаженные действия межфракционной рабочей группы «Байкал», которая, вопреки ранее принятому решению, не поддержала ни один из законопроектов. Перед заседанием она не собиралась для их детального обсуждения, не обсуждала подходы, не было открытых консультаций с Минприроды РФ, Главным правовым управлением, с экспертами и учеными.
За ослабление экоэкспертизы в очерченных законопроектом Щапова пределах высказались, в частности, Законодательное собрание, правительство и губернатор Иркутской области, правительство Республики Бурятии и Минприроды Забайкальского края, администрации Иркутского района и Иркутска, Ассоциация муниципальных образований Иркутской области, ИНЦ СО РАН, общественная организация «Деловая Россия». Всего документ собрал более полутора десятков положительных отзывов.
Есть поддержка и на федеральном уровне. И комитет по экологии, и Минприроды России согласны с тем, что проблема избыточной экоэкспертизы стоит остро и требует решения. В частности, Министерство природных ресурсов и экологии указало, что список подлежащих обязательной экологической экспертизе на БПТ объектов необходимо сократить согласно поручению президента РФ Владимира Путина. Выполнить поручение необходимо до 1 декабря 2017-го. Министерство разрабатывает концепцию изменений, и сразу после заседания профильного комитета представители Минприроды предложили Михаилу Щапову включиться в эту работу.
— Обсуждение проблемы продолжается — и в правительстве РФ, и в Госдуме. А значит, есть и другие возможности оптимизировать режим экоэкспертизы на Байкальской природной территории: например, через поправки к законопроекту, который будет внесен правительством РФ. Это шанс, и нужно им воспользоваться. Я намерен включаться в работу над любым вариантом, неважно, чья подпись будет стоять под документом. Главное сегодня: решить проблемы жителей прибайкальских территорий, — полон решимости Михаил Щапов.