... Иркутск
Доллар
Евро

Си Цзиньпин, Трамп, Путин: неудачи–2019

О сильных сторонах и успехах лидеров трех сильнейших государств планеты (если учитывать военный компонент) сказано предостаточно. Собственно, сила и успех первых лиц США, Китая и России уже хотя бы в том, что они возглавляют эти страны. Однако и на Солнце бывают пятна, и порой немалые. А потому не менее интересно посмотреть, каковы были ошибки, неудачи, провалы Си Цзиньпина, Дональда Трампа и Владимира Путина в 2019 году. Да, расклад получится однобоким в другую сторону, но, как уже сказано, более актуальным, чем фимиам восхвалений и лести.

К тому же любая, а тем паче обоснованная, критика в адрес верховной власти хоть чуть-чуть (а иногда и не чуть-чуть) мешает ее забронзовению и почиванию на лаврах, нередко мифических. Сказанное касается, прежде всего, глав России и Китая, где с демократией и балансом властей, скажем так, не очень. Но и Трампу, чьи авторитарные настроения тоже очевидны, холодный душ всегда полезен.

Соответственно, те сферы и направления, о которых в кратком обзоре неудач-2019 кого-либо из представителей «большой тройки» не будет сказано, можно, напротив, записать им в актив. То есть используем инверсивный (зеркальный) вариант известного правила: или плохо, или ничего.    

Итак, Поднебесная. Не лучший год для председателя Си. Проблемы нарастают сразу по нескольким направлениям, причем торговая война с Америкой – пожалуй, даже наименее острая из них, так как под занавес 2019-го Китаю все же удалось привести трудную партию в ничейную гавань, хотя поединок еще не закончен. И все же не к победе. К тому же Си Цзиньпин явно не предусмотрел все обстоятельства на старте обострения американо-китайских отношений, а потому ничья – это максимум, чего может добиться Пекин в дуэли с Вашингтоном. И то, как уже сказано, «будем посмотреть».

1-1.jpg
2019-й – не лучший год для председателя КНР Си Цзиньпина. Фото desktop.aftershock.news

А дальше – «пролёты по полной программе». Первый из таковых – Гонконг. Там и хочется, и колется, и не «устаканивается». Ясно, что лозунг «одна страна – две системы» (парафраз дэнсяопиновского «не важно какого цвета кошка») хорошо смотрится и реально применим на практике, но… до определенной черты. За которой дилемма: или Китай окончательно подминает Гонконг «под себя», или меняется сам.

Еще один промах – гуманитарно-политические проблемы в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (у западной, среднеазиатской границы Китая). Собственно, китайские товарищи никогда особо не церемонились с инакомыслием. Однако сейчас и заброс репрессивного невода очень широкий (на несколько сот тысяч, а то и на миллион уйгуров-мусульман), а зарубежные протесты – резкие и ощутимые. В дружном хоре недовольных «воспитательными мерами» Пекина в отношении уйгурского меньшинства заметно лишь отсутствие России и Трампа (именно Трампа – не путать с остальными госструктурами США). А Китай, хоть и отвергает претензии, но, очевидно, нервничает, ибо очень внимателен ко всем факторам, влияющим на развитие своей экономики.

Наконец, Тайвань. Там, поглядев на события в Гонконге, опять крепнут силы, выступающие против не то что объединения, но даже сближения с материковым, «основным» Китаем. И тут Си пока не в состоянии задействовать даже модель «одна страна – две системы». Ну а военный путь, во-первых, вообще не в стиле КНР. Во-вторых, неизбежно приведет к большой войне с участием многих стран. И если учесть не только мощь, но и, с другой стороны, полное отсутствие современного боевого опыта у Народно-освободительной армии Китая (НОАК), то всё не так просто. В то же время «фактор Тайваня» – это буквально «пунктик» для Пекина. Без его поглощения «социализм с китайской спецификой» имеет тайваньского антипода, наглядно опровергающего монополию пекинского рецепта «китайского чуда» (рынок без демократии): вроде как тоже Китай (пусть и маленький, уже со своими особенностями), но демократический и… экономически не менее успешный.

Теперь Трамп. Его новые, казалось бы, свежие, подходы к внешней политике, быстро проскочив этап экстравагантности и оригинальности, привели к разбалансировке американских интересов по всему миру, причем в итоге позиции США в большинстве случаев ослабли. На этот процесс влияют не только объективные тенденции мирового развития, но и фактор субъективный, хотя и отражающий настроения части американских избирателей – так называемый трампизм.

1-2.jpg
Подходы Трампа к внешней политике привели к разбалансировке американских интересов по всему миру. Фото peopletalk.ru

Как промежуточный результат, осложнились отношения Вашингтона с его западными союзниками – прежде всего, в рамках НАТО. После стартовых прорывов неизбежно затормозилось развитие отношений с КНДР. В ситуации постоянного стресса находятся американо-китайские отношения. Плюс череда зигзагов, метаний, шараханий в отношении Латинской Америки и, особенно, Ближнего Востока. Что касается России, то здесь раздвоение («политическая шизофрения») заокеанского руководства проявляется наиболее отчетливо: президент фактически проводит одну линию, конгресс – другую. И не просто другую, а противоположную. Хозяин Белого дома упирается, но отступает.

Очевидно, Трамп запутался в двух соснах – между стремлением к имперскому изоляционизму начала XX века и более поздней, но уже традиционной функцией Соединенных Штатов как лидера стран Запада, а по возможности, и мирового арбитра (а в крайних случаях – жандарма). Конечно, в кризисе недавней роли США есть и объективная составляющая, но линия Трампа дополнительно усугубила ситуацию. Без преувеличения, американский президент сеет хаос и неразбериху, порождая разочарование у стран-союзников и новые соблазны у стран-соперников.

Есть проблемы и на внутреннем фронте, впрочем, порожденные в основном тоже внешней политикой. Отношения с Демпартией достигли стадии «белого каления», точнее – процедуры импичмента. И хотя досрочно Трампа точно не уволят, его перспективы добиться второго срока полномочий весьма туманны. В 2019 году у него появился сильный соперник – Джо Байден (хотя назвать его сильным в отношении иного президента было бы трудно), и пока Трамп не возглавляет президентскую гонку – 2020.

Президент России. Главная проблема Владимира Путина, решение которой не приблизилось, – экономика. По весьма сдержанным словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, речь идет о «недостаточном экономическом росте». А сам глава государства на предновогодней встрече с журналистами говорил о внутренних проблемах уклончиво, лаконично, обтекаемо и, скажем так, неохотно. Затем, в праздничном обращении, вообще не сказал ничего. Ситуация тем временем крайне тревожная: экономика России не только намного меньше американской и китайской, но и с каждым годом, не исключая 2019-й, наращивает отставание. Экономическую стагнацию сопровождает и дополняет пышный букет других проблем: сокращение инвестиций, падение реальных доходов населения и объема покупок в розничной сети. Плюс демографическая яма – естественная убыль населения, плохая (хуже, чем в «лихие» 90-е) динамика суммарного коэффициента рождаемости.

1-3.jpg
Главная проблема Владимира Путина, решение которой не приблизилось, – экономика. Фото trendsmap.com

Ситуация тем более диссонирует с финишными показателями «Стратегии-2020», обнародованными в 2008-м. Среди целой обоймы ныне фантастических цифр, достаточно назвать одну – планировалось, что сейчас средняя заработная плата в России превысит 2,7 тыс. долларов, т.е. более 170 тыс. рублей. Мешают падение цен на нефть и западные санкции? Так на то и государственное руководство, чтобы просчитывать тенденции мирового развития и все последствия своих действий.

В течение года, когда исчерпаны два предыдущих сценария – «Колбаса вместо демократии» в нулевые и «Мы покажем им кузькину мать» с 2014-го, – стало еще более заметным отсутствие эффективной, сбалансированной стратегии развития страны. По существу, она, включая национальные проекты с их невнятным стартом, сводится к «запихиванию» России в «китайские одежды». Костюмчик трещит по швам: мы, в отличие от Поднебесной, уже давно страна не аграрного большинства, а крупных и средних городов с иным укладом. И это лишь одно из нескольких различий принципиального уровня. Но предложения изменить курс отвергаются, если в них не предусмотрено дальнейшее усиление или хотя бы сохранение нынешнего влияния госаппарата на все стороны жизни страны, а также рекомендуется смягчить внешнюю политику. Что, собственно, не удивительно, ибо учет таких предложений равнозначен признанию собственных ошибок, причем крупных и даже глобальных.

В 2019-м произошло несколько неприятных для России скандалов, включая спортивно-допинговый. Однако во всех случаях у нашего руководства, включая, разумеется, президента, был, по существу, один ответ: «Это не мы, это они». Между тем продолжалось  углубление внутреннего раскола в обществе, одна из частей которого хотя и находится в явном большинстве, но, выражаясь дипломатично, не вполне готова возглавить развитие страны в сторону передовых образцов мировой цивилизации. Впрочем, и у этого большинства поубавилось оптимизма, о чем свидетельствует постепенное сокращение аудитории общественно-политического вещания ведущих телеканалов. Явление скорее тревожное даже для немногочисленно-разрозненно-разгромленной оппозиции, так как при отсутствии сдержек, противовесов и вообще самостоятельных (не управляемых из Кремля) институтов власти, реальная смена этой власти (точнее – президента) превращается в большую проблему, которую сама же власть создает и углубляет. 2019-й дал много пищи для размышлений на эту тему.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»

             


Яндекс.Метрика