... Иркутск
Доллар
Евро

Сессия Законодательного собрания утвердила параметры областного бюджета на ближайшие три года

На очередной сессии регионального парламента 20 ноября депутаты рассмотрели законопроект «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». С докладом по этому вопросу выступила министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, содоклад представила председатель Контрольно-счетной палаты (КСП) региона Юлия Махтина, рекомендации профильного комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству озвучил его глава Александр Лаутин.

Обсуждению законопроекта на сессии предшествовала большая подготовительная работа. Документ обсудили сначала на общественных слушаниях, затем на коллегии КСП, совместном заседании комитетов и комиссий Законодательного собрания, на раздельных заседаниях комитетов и комиссий, в рабочих группах. В процесс по совместному формированию бюджета были вовлечены не только депутаты ЗС, но и губернатор Игорь Кобзев, областное правительство, представители муниципальных образований, региональной экономики, экспертного сообщества. Поэтому обсуждение на сессии завершило первый этап работы над основным социально-экономическим документом региона.

С учетом дополнительных трансфертов регионам, утвержденных в ходе второго чтения законопроекта о федеральном бюджете, состоявшегося в Государственной думе пять дней назад, доходная часть областного бюджета на 2025 год увеличена на 31,5 млрд рублей, достигнув цифры 292,1 млрд. Прибавка на 2026 год составит 36,4 млрд рублей (до уровня в 306,7 млрд), на 2027-й – 42,4 млрд рублей (325,1 млрд). Что касается собственных доходов области (налоговых и неналоговых), то они, как отметила Наталья Бояринова, возрастут по сравнению с нынешним годом на 11 млрд рублей. Дефицит (необеспеченность расходов доходами) составит в 2025 году 25,2 млрд рублей (на 7 млрд меньше, чем в 2024-м), или 9,8 процента от собственных доходов области, и, по прогнозу, в дальнейшем его сокращение будет продолжено.

Основным направлением бюджетных расходов в 2025–2027 годах, как в последнее время, станет социальная сфера – 67,8 процента, или более двух третей расходной части. При этом почти половина (46,9 процента) социальных расходов регионального бюджета будет направлено в образование, 28 процентов – в социальную политику, 21,7 процента – в здравоохранение.

Как сообщил Александр Лаутин, в ходе предварительного обсуждения чаще всего поднимались вопросы о бюджетной субвенции на образование, об индексации заработной платы, поддержке сельского хозяйства, основным параметрам законопроекта. На сессии глава областного парламента Александр Ведерников обратил внимание регионального правительства и министерства финансов на существенное превышение в течение нескольких лет фактического объема доходов бюджета над цифрами в законе. Это обстоятельство, по словам спикера, не позволяет депутатам своевременно участвовать в распределении дополнительных средств. Кроме того, председатель ЗС рекомендовал областному министерству активнее работать по взиманию недоимок (просроченной задолженности) в бюджет.

Депутаты Олег Попов и Максим Девочкин задали вопросы министру финансов о порядке списания области бюджетных кредитов федеральным центром, а также использования освободившихся таким образом средств. Петр Нохоев еще раз отметил приоритетность расходов на развитие агропромышленного комплекса.

По итогам обсуждения сессия голосами 40 депутатов при одном воздержавшемся утвердила законопроект об областном бюджете в первом чтении (то есть общий объем доходов, расходов, дефицита и госдолга). Работа над документом будет продолжена для его последующего рассмотрения во втором чтении (уже постатейно) на следующей сессии.

– Мы приняли в первом чтении закон об областном бюджете, но самое интересная работа развернется в ходе подготовки ко второму чтению, – прокомментировала решение сессии заместитель председателя Законодательного собрания, председатель комитета по собственности и экономической политике Наталья Дикусарова. – Сегодня мы зафиксировали цифры доходов, расходов и дефицита. Но в рамках второго чтения федерального бюджета поступило много поправок, и более 30 млрд рублей было дополнительно распределено Иркутской области. В рамках подготовки ко второму чтению нам предстоит поработать над распределением этих средств и их софинансированием из областного бюджета. Уже подготовлены соответствующие предложения. Мы наметили дальнейшие шаги для повышения доходной части бюджета Иркутской области. А в рамках второго чтения будем работать по каждой из государственных программ, по каждому объекту. Сегодня мы обозначили ряд проблем в здравоохранении и сельском хозяйстве. Именно отрасли должны быть в центре внимания при подготовке закона об областном бюджете ко второму чтению.


Яндекс.Метрика