... Иркутск
Доллар
Евро

Сердюков в Иркутске закроет проект МС-21?

Как стало известно, еще 8 мая 2019 года экс-министра обороны Российской Федерации и бывшего председателя ТСЖ «Молочный» Анатолия Сердюкова избрали председателем совета директоров ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Новость могла бы пройти мимо внимания жителей Прибайкалья, если бы сам Сердюков в середине месяца не известил об этом жителей областного центра – колонну машин, передвигавшуюся по перекрытым улицам с сиренами и мигалками, видели практически все.

Сердюков приехал в Иркутск, чтобы посетить ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», которая на 87 процентов принадлежит ОАК. Какие выводы сделал Сердюков по итогам этого визита и что изменится в работе иркутского авиазавода, пока не известно. Но многие высокопоставленные люди по всей стране после назначения Сердюкова заранее напряглись – уж слишком специфические результаты работы у этого господина…

Сегодня уже мало кто помнит, что карьерный взлет Сердюкова, начавшийся в 2001–2004 годах и завершившийся назначением на пост главы Федеральной налоговой службы, был связан с «делом ЮКОСа». Уже тогда все знали, что Сердюков хорошо понимает в делах, связанных с перераспределением многомиллиардных сумм, и незаменим там, где речь идет об управлении экономикой организации. Именно этим он и занимался пять с половиной лет (с февраля 2007 по ноябрь 2012 года) на посту министра обороны: управлял армией, но в первую очередь ее огромным имущественным и хозяйственным комплексами.

Результаты той реформы оценивают по-разному. Одним нравятся новые танки и самолеты, которые вроде бы появились именно в рамках объявленной Сердюковым программы перевооружения (она действует до сих пор и завершится только в 2020 году). Но зато однозначно негативной была его деятельность в хозяйственной сфере: объем имущества, разворованного в годы «сердюковщины», поражает воображение.

Назначенный на смену Сердюкову министром обороны Сергей Шойгу подвел официальные итоги «эффективного менеджмента» предшественника. Так, закрыты несколько военных вузов (в том числе ИВВАИУ – Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище), сокращен прием в оставшиеся вузы, что создало острый дефицит военных специалистов в войсках и на флоте, разрушена система военной медицины, провален оборонный заказ и так далее.

Насчет ИВВАИУ – отдельный разговор. Расположенное в стратегически важном регионе страны, под боком у «великого восточного соседа», оно, без преувеличения, было опорой нашей Родины на дальних рубежах. За 77 лет существования ИВВАИУ (до 1975 года – ИВАТУ) его выпускниками стали более 80 тысяч военных специалистов, 15 будущих Героев Советского Союза и Российской Федерации, 27 генералов. Тысячи молодых ребят, будучи на учебе и работе в училище, обзаводились семьями, оставались жить в Прибайкалье и других регионах Сибири.

– Увы, но усилиями Сердюкова бравых парней в форме курсантов и офицеров ИВВАИУ сменили на улицах Иркутска толпы мигрантов и гастарбайтеров, в том числе из Китайской Народной Республики. Только за это экс-министра обороны вполне можно обвинить в ослаблении восточных рубежей России, то есть, по существу, в государственной измене, – говорит секретарь регионального отделения партии «Гражданская платформа» Владимир Матиенко. – В 2013 году «Гражданская платформа» только в Иркутске собрала за несколько дней 50 тысяч подписей в поддержку восстановления ИВВАИУ, уничтоженного Сердюковым. Я, тогда депутат Законодательного собрания Иркутской области, и мои товарищи по партии привезли их в Москву, в Министерство обороны. Увы, но исправить ситуацию было уже невозможно… Новая должность Сердюкова и его появление в Иркутске – это сигнал тревоги: он уже уничтожил ИВВАИУ, и не дай бог, если теперь закроет производство самолетов МС-21, а вместе с ним Иркутский авиазавод.

…Не возьмемся судить, насколько был прав Шойгу в своей критике, но уволили Сердюкова даже не за развал армии (а именно так подчас оценивают итог его деятельности), а, как уже сказано, за мелкие, по его масштабам, прегрешения – неправильно приватизировали некоторую часть имущества Минобороны. Ну буквально гроши, какие-то 3 млрд рублей… У некоторых офицеров внутренней службы сейчас в разы больше при обыске изымают. Видимо чувствуя за собой внутреннюю правоту и скромные масштабы прегрешений, Сердюков из раза в раз отказывался давать показания следствию и благополучно дотянул до амнистии 2014 года, под которую попал как «защитник Отечества» (!?).

И в новой должности Сердюков чуть ли не в первую очередь прилетел именно в Иркутск, что, откровенно говоря, сильно настораживает. Ни один МС-21 в эксплуатацию еще не поступил, а из-за иностранных санкций это событие перенесено на несколько лет. Может быть, Сердюков приезжал, чтобы помочь авиазаводу, а может быть, и подумать об отказе от дальнейших работ по МС-21, кто знает? Детали визита неизвестны, с руководством области новый председатель совета директоров ОАК не встречался, в официальных СМИ информации о визите не было. А это настораживает: если бы речь шла о помощи Иркутскому авиазаводу в производстве МС-21, то поездка Сердюкова не проходила бы в закрытом режиме.

Да, решение свернуть производство вызовет критику в адрес ОАК и самого Сердюкова. Но разве это интересно человеку, которого оппоненты в армии прозвали фельдмебелем (в память о давнем, на старте большой карьеры, руководстве мебельной компанией), а «патриотические писатели» выдумали целое явление – сердюковщину?

В любом случае, с самим Анатолием Сердюковым все будет хорошо. В сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц» старый король рассказывал принцу о крысе, которую он время от времени приговаривал к смертной казни, но в последний момент миловал. «Надо беречь старую крысу, она у нас одна», – объяснял король. Сердюков вроде бы тоже единственный и незаменимый, а потому и неуязвимый ни для критики, ни для преследования. Какие бы решения ни были приняты, к каким бы тяжелым последствиям это ни привело.


Яндекс.Метрика