... Иркутск
Доллар
Евро

Школьные миражи


12.jpgПравительство Иркутской области включилось в очередное сомнительное предприятие. На этот раз в сфере образования.

К 2018 году на территории Чертугеевского полуострова будет построена, может быть, и начнет работу, если повезет, первая в России «Умная школа» – детище одноименного образовательного проекта, инициированного телеведущей Тиной Канделаки. На территории 20 га, выделенных правительством Иркутской области, планируется построить коттеджи для проживания приемных семей, детский сад, здания начальной и старшей школы, спортивный и культурно-досуговые комплексы. Стоимость проекта оценивается в 3,5 млрд рублей, которые должен выделить благотворительный фонд «Новый дом».

С фонда нужно, наверное, и начать весь разговор. Фонд был создан всего лишь в 2013 году, и простой поиск информации о нем в Интернете дает лишь самые общие сведения о регистрации и фамилии президента. Генеральный директор компании «Умная школа» Марк Сартан, отвечая на вопросы иркутских журналистов на пресс-конференции 17 апреля, так и не смог сказать, кто входит в состав учредителей фонда, откуда у них деньги и есть ли хоть какие-то гарантии, что фонд будет существовать еще какое-то время. Марк Сартан пообещал, что «через неделю» откроется сайт проекта и там будет вся информация. Главное, что нужно понимать: «Умную школу» уже предлагали другим регионам (Марк Сартан смог вспомнить как минимум Кировскую область), но никто не согласился. Никакого опыта строительства школ и проведения таких сложных социально-педагогических экспериментов на живых людях у фонда «Новый дом» нет – да и не может быть, слишком недавно он создан.

Второй вопрос, который был задан генеральному директору, касался выбора участка. 20 гектаров на Чертугеевском полуострове (в документах, розданных журналистам, его упорно именовали ЧертугАевским) – мягко говоря, не самая дешевая и не самая удобная для строительства школ земля. Если с ценой вопрос еще можно понять (правительство как бы заявляет, что для детей ничего не жалко), то с расположением сомнений больше. Рядом оживленная улица Байкальская, залив и аэропорт. Байкальская – это пыль и шум машин, залив – это холодные ветра и высокая влажность, аэропорт – это постоянный шум и выхлопы самолетов. К тому же, эта территория пока обеспечена только электроэнергией – прямо по участку проходит ЛЭП. А вот теплотрассу, водопровод, канализацию и все прочие коммуникации нужно строить. Сумма расходов представляется грандиозная, источник финансирования неизвестен. Марк Сартан заверил, что понимает в строительстве больше журналистов и все будет хорошо.

Для проектирования школы был объявлен закрытый конкурс, по итогам которого руководство проекта отобрало 20 архитектурных групп. Среди прочих – компании из Японии и США. Наверное, иркутянам должно быть лестно, что к нашему городу проявили интерес иностранные фирмы, но что-то подсказывает, что есть повод для тревоги. Если уж даже местным архитекторам иной раз отказывает чувство меры, и они строят дома с плоскими крышами (отчего каждую весну жителей последних этажей затапливает талая вода), то иностранцев подозревать в непонимании местных условий есть все основания.

Вопрос: «Кто будет строить?» можно, наверное, пропустить, а вот: «Кто будет контролировать?» – важно. Если фонд «Новый дом» возьмет все заботы на себя – это одно дело, если доверят министерству строительства Иркутской области – самое время паниковать. Вот уже более 20 лет минстрой не может довести до ума школу в 7а микрорайоне Ангарска, с 1992 года не могут достроить школу в поселке Атагай Нижнеудинского района. Обещают строить по 10-15 школ, начиная с 2015 года, но обещать, не значит сделать. Достаточно посмотреть на Ледовый дворец, чтобы в этом убедиться.

Образовательная часть проекта выглядит как одна сплошная благодать. Всего в школе будут учиться чуть более 1000 детей (200 – в возрасте от 3 до 7 лет, 360 – с 1 по 6 класс и 480 – с 7 по 11 класс), из которых около 150 – дети-сироты из приемных семей. «В основе образовательной программы лежит пять содержательных осей, определяющих ее специфику: образно-художественное моделирование мира, психологизация образовательного процесса, интенсивное изучение иностранных языков, продуктивная трудовая деятельность, школьный спорт», – сказано в презентации проекта.

Все это прекрасно, но позвольте спросить: «За чей счет?» Марк Сартан заявил, что организаторы проекта не собираются везти в Иркутскую область учителей из других регионов. То есть, переводя с высокопарного на обыденный, и без того острый дефицит учителей в школах Иркутска станет еще более глубоким. Министр образования Елена Осипова может сколько угодно делать вид, что в ее ведомстве все хорошо, а родители и педагоги знают, что это неправда. Средний возраст учителей близок к пенсионному, учителей не хватает. Дети часто пропускают уроки исключительно потому, что заболевшего учителя некем заменить, пусть даже учителем по другому предмету. Молодые учителя уходят из профессии через полгода или год работы. Впрочем, стоит ли удивляться, если в 2013 году министерство образования и науки РФ издало приказ о реорганизации главного педагогического вуза, Восточно-Сибирской государственной академии образования путем присоединения к Иркутскому государственному университету – и уж не за высокие достижения в работе.

Дальше – больше. В апреле 2015 года будет ликвидирован Институт повышения квалификации работников образования (существует 85 лет), который по решению правительства области присоединяют к Институту развития образования (создан пять лет назад). Теоретически каждый год должны повышать квалификацию более 15 тысяч учителей, для этого ИРО нужно – по федеральным нормативам – от 85 до 111 работников профессорско-преподавательского состава. В штате ИРО таких работников всего 26, то есть в четыре раза меньше! Соответственно и шансы получить новые знания от иркутских учителей сокращаются в той же пропорции. Кончится все тем, что в «Умной школе» детей будут учить образно-художественной модели мира по индивидуальным программам, а в остальных – дай Бог, если научат читать и писать.

«Умную школу», вероятно, все-таки построят. Учителей в нее, несомненно, соберут – дело престижа. Остается лишь один вопрос: «В какую сумму обойдется содержание нового комплекса бюджету области?» Марк Сартан подчеркнул, что даже частные школы получают государственные средства в соответствии с принципом подушевого финансирования. Экспериментальную школу, очевидно, проведут отдельной строкой и отсыплют щедро. Это вам не какая-нибудь поселковая школа, где до сих пор теплого туалета нет, это «лицо региона».

Что будет тем временем с остальными школами – это уже не вопрос: видимо, деградация и развал.


Яндекс.Метрика