Несмотря на упорство, с которым «Единая Россия» и правительство «едроссийского» лидера Дмитрия Медведева продавливают повышение пенсионного возраста, президент Владимир Путин в ближайшее время сообщит о некоторых уступках, не отменяющих, впрочем, повышение, как таковое. Естественно, и первый (наиболее жесткий), и второй вариант реализуются с ведома и разрешения главы государства. Поэтому точка зрения, что президент о чем-то «не знал», что-то «делалось вопреки ему» и что, мол, «Путин одернул зарвавшихся» – это проявление либо наивности, либо неискренности. На самом деле речь об отступлении под общественным давлением, а отступать, то есть показывать слабость и неправоту, власть не любит. Раз так, то робкие шаги по смягчению (но, повторюсь, не отмена) пенсионной реформы будут поданы как «подвиг спасителя», «вмешательство справедливого вождя» и т.д. и т.п.
В общем, линия противников повышения пенсионного возраста прежняя: региональные выборы 9 сентября – это, по существу, референдум. Голосуешь за «Единую Россию» и ее кандидатов или не пришел на выборы – значит, голосуешь за повышение пенсионного возраста. Голосуешь против – значит, против.
Кто, когда, из каких источников возместит прямые потери вышедшим на пенсию позже, чем сейчас? Фото 7-news.ru
Следует отметить, что власть до сих пор внятно не ответила на множество вопросов, связанных с инициативой повышения пенсионного возраста. Первый: зачем нужно повышать возраст выхода на пенсию именно сейчас? Даже глава государства признал, что денег на обслуживание нынешней системы хватит на 10 лет. Но ведь за 10 лет можно найти другие, альтернативные источники финансирования и вообще снять этот вопрос с повестки дня. Скажем, целую серию таких мероприятий предложил губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Может быть, к ним следует добавить и необходимость добиться отмены западных санкций – эффект от этой «подвижки», безусловно, закроет все пенсионные бреши в бюджете. Тут, правда, вопрос политической воли, но, наверное, этот вариант лучше, чем негативные последствия пенсионной реформы для большинства населения. Или повышение пенсионного возраста – всего лишь один из источников финансирования мероприятий майского указа? Но тогда нужен ли такой указ?
Второй вопрос: почему повышение пенсионного возраста не касается силовых и правоохранительных ведомств? В ответ говорят о трудных условиях работы. Но при повышении возраста выхода на пенсию для остальных такое различие станет чересчур контрастным. Да и получают сотрудники ведомств сейчас, мягко говоря, неплохо, с полным соцпакетом, премиями и другими удовольствиями, порой совершенно немыслимыми для других бюджетников или представителей негосударственного сектора. И потом – служба службой, но когда 40-летний здоровый мужик получает большую пенсию и готов в профессиональном отношении к другой жизни (например, в бизнесе), то в сравнении со «штатскими» это выглядит не вполне… или «вполне не»… И опять главной в этом вопросе является политическая составляющая, а вовсе не экономика, как таковая.
Третье: на что пойдут сэкономленные на пенсионерах деньги? Говорят, на исполнение майского указа президента. Правда, подробного и точного перечня расходов, увы, не предъявлено. А если «завтра война»? Это, убежден, все же преувеличение – так, чтобы показать, что деньги могут уйти на другие цели. И нам убедительно разъяснят, что «вот, опять ухудшение международной обстановки, и мы должны все как один….», «проклятые американцы опять чего-то там деструктивно и бессмысленно…». Или какая-то еще причина – обязательно срочная и наиважнейшая. Хотелось бы, между тем, чтобы государство давало не 90, не 99, не 99,9, а именно 100 процентов гарантии исполнения своих обещаний. То есть мы должны знать: что бы ни случилось (без каких-либо исключений из правила) – обещания будут выполнены полностью и в срок. Таких гарантий нет, в том числе по пенсионной реформе.
Четвертое: найдется ли работа для людей предпенсионного – или «ново-непенсионного» – возраста? Вопрос не праздный, ведь речь о появлении на рынке труда дополнительно почти 17 млн человек. Откуда возьмется столько дополнительной работы? Или, может быть, значительно вырастет безработица как среди тех, кому за 55/60, так и среди молодежи?
В-пятых, кто, когда, из каких источников возместит прямые потери вышедшим на пенсию позже, чем сейчас? А это, в среднем, МИЛЛИОН рублей за пять лет каждому мужчине и ПОЛТОРА МИЛЛИОНА рублей за восемь лет каждой женщине. Такой вопрос уже задавал с трибуны Государственной думы депутат от Иркутской области Михаил Щапов (фракция КПРФ), но ответа так и не прозвучало.
В-шестых, а кто именно отвечает за пенсионную реформу? Ну, то есть не вообще, а конкретно – имена, пароли, явки. Путин? Медведев? Силуанов? Голикова? Или вообще Топилин с Володиным? Вопрос тоже актуальный, ведь если итогом «хотели как лучше» будет привычное «получилось как всегда», желательно бы точно знать авторов шедевра. Тогда и их последователям будет наконец-то труднее наступить на старые грабли.
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»