Как лавина, долго копившая силы, все-таки срывается с вершины, сметая все на своем пути, так и городская власть Иркутска, долго державшая хоть какой-то уровень самостоятельности и компетентности, стремительно ринулась вниз. Событием, после которого «сорвало резьбу», стала отмена прямых, всенародных выборов мэра. Проведенная в режиме политической спецоперации, она оставила историко-культурный центр Прибайкалья без легитимной власти. Затем симптомы деградации и разложения быстро нарастали.
В диагнозе — а речь, без сомнения, о тяжелых проявлениях социально-политической болезни — нет преувеличений. Градоначальника теперь избирает не население города, а узкий круг избранных — 35 депутатов. Кстати, избранных менее чем пятой частью иркутян. Так что с легитимностью, иными словами — народной поддержкой, уже большие (очень большие!) проблемы.
Но и этого мало. В других региональных центрах России, где прямые выборы мэров тоже отменили, депутатам городской думы загодя, до их собственных выборов, дали право избирать мэра на думском заседании. Поэтому избиратели, голосуя на выборах в городской парламент, знали, что депутаты уполномочены избрать мэра. У нас же городская дума присвоила себе такое право задним числом, не спросив избирателей. И юридические ухищрения здесь не помогут. Поэтому формула городской власти, увы, не радует: низкая легитимность плюс самозванство плюс узурпация.
Излишне говорить, что полноценных общественных слушаний и прочей «демократической мишуры» по этому вопросу не было. Как говорил известный персонаж известного фильма: «Не мелочись, Наденька!». Кстати, в нашем случае уместен и другой афоризм оттуда же: «Какая гадость эта ваша заливная рыба!». Ну а теперь уж точно «тепленькая пошла»...
Избрание Ирины Ежовой — уважаемого человека, профессионала в своем деле — на должность председателя городской думы стало очередным этапом падения местной власти. Оказывается, новый председатель будет работать на «неосвобожденной основе». То есть в перерывах иной, основной работы. И это в большом, сложном, проблемном городе! Правда, для утверждения готовых решений (чтобы «подмахнуть бумаги») сгодится и такой спикер. А для большего — нет. Фикция, профанация, декорация, мистификация — любое из этих и подобных определений подходит в полной мере.
А, кстати, кто будет готовить эти самые решения? Депутаты? Но они послушно, без обсуждения голосуют даже за перекройку административного деления Иркутска. Вот так — опять без консультации с избирателями, быстрым поднятием рук. Мэр Дмитрий Бердников? Теплее, но едва-едва. Про легитимность градоначальника уже сказано. Отсюда и вопрос многих горожан к Дмитрию Викторовичу: «А Вы, собственно, кто такой?». Между прочим, к предыдущему, всенародно избранному мэру Виктору Кондрашову, конечно, допускавшему ошибки в работе, таких вопросов все же не было. Как говорится, сами избрали — сами в ответе.
Так кто же командует парадом? Несомненно, губернатор Сергей Ерощенко. Масштабы эксперимента, который устроил глава региона в Иркутске, поражают воображение. Вертикализация власти достигла логического завершения: один губернатор — один регион — один город. Фактически администрация и дума Иркутска стали отделом, придатком областного правительства. Сверху вниз отдаются приказы, не предполагающие обсуждения, а допускающие лишь беспрекословное подчинение и механическое исполнение.
Отсюда и стойкое ощущение на заседаниях городской думы (как, впрочем, и на сессиях регионального парламента) — все вопросы решаются не здесь, а за кулисами, вдали от большинства избирателей. А депутатам лишь сообщают: «Голосовать подано!».
...Две тысячи лет назад римский император Калигула — склочный, неуравновешенный тиран — привел в римский сенат собственного коня. Наверное, такое сравнение было бы оскорбительно для руководителей городской думы Иркутска и Законодательного собрания Иркутской области — как уже сказано, уважаемых, компетентных людей, ставших, однако, соучастниками разрушительных процессов. Но деградация столь заметна, что до самодурства Калигулы осталось и впрямь немного.