Сначала недолет, затем перелет. Такова, следуя артиллерийской науке, траектория инициативы по разделению должностей губернатора и председателя правительства Иркутской области, пока что совмещенных в одном лице. Накануне послания, с которым Сергей Ерощенко выступил в январе 2014 года, о такой реформе говорили чуть ли не шепотом — столь головокружительно смелой она казалась. Однако тогда разговоры так и остались разговорами: губернатор ограничился относительно умеренными, как тогда казалось, инициативами в государственно-правовой сфере — по созданию Уставного суда и сокращению 1000 областных чиновников. Насколько нужен Уставной суд, содержание коего, разумеется, обойдется региональной казне в немалую сумму, прямо сейчас, и сокращена ли действительно «бюрократическая тысяча» — тема отдельного разговора, который, надеемся, все же состоится. Но факт остается фактом — год назад до разделения губернаторской и премьерской должностей не долетели, не хватило духу.
С тех пор немало воды утекло, и то, что виделось верхом радикализма, к февралю 2015-го не только назрело, но и перезрело. На фоне социально-экономических потрясений, целиком поглотивших внимание жителей региона, да и всей страны, предложение разделить должности губернатора и председателя правительства показались, во-первых, неактуальными, а во-вторых, суетливо-мелкотравчатыми — этакие гонки в детской песочнице. И если в отношении экономической части послания сторонники Сергея Ерощенко безудержно воспевали своего патрона, а оппозиция, напротив, открыла шквальный огонь, то предложение изменить полномочия губернатора оказалось на обочине внимания с обеих сторон. Другими словами, инициатива «разделения» стала этюдом в нейтральных тонах, да еще и с привкусом вчерашнего дня.
Тем не менее попробуем взвесить наконец-то прозвучавшее (правда, без обозначения точных сроков) обещание разделить две должности. Чем обусловлена такая новация? Первое, наиболее очевидное и безобидное стремление — разгрузить губернатора от повседневной «текучки» или, официально, оперативных вопросов управления. Пусть, оставаясь главой и высшим должностным лицом региона, сосредоточится на стратегических задачах как в социально-экономической, так и в общественно-политической сфере. По большей части это отношения с персонами и структурами, находящимися за пределами региона, а иногда и России: государственным руководством нашей страны, главами других субъектов РФ, собственниками и топ-менеджерами крупнейших корпораций, лидерами политических партий и т.д. А вот повседневной рутиной пусть занимается председатель областного правительства, он же глава исполнительной власти Прибайкалья. Процедура назначения «второго лица» будет напоминать такие же действия относительно федерального премьера или нынешних первых заместителей председателя областного правительства, коим пока является губернатор: глава региона представляет кандидатуру Законодательному собранию, депутаты голосуют.
Второй мотив разделения должностей относится уже к числу закулисных. Речь о политическом громоотводе, коим может стать председатель правительства для губернатора. Эта тема особенно актуальна сейчас, в период кризиса. Поэтому, возможно, разделение и переходит сейчас из неофициально-гипотетической в официально-решенную плоскость. Станет народу невмоготу — и кто виноват? Ясное дело: премьер, он же стрелочник, он же — козел отпущения. Да губернатор вперед народа и вместе с народом грозно насупит брови и, стукнув кулаком, грозно воззрится на премьера: «Доколе! Я же говорил, а ты, понимашь, не слушал!». Да и от недовольных бояр (они же — «региональная элита») тоже можно отбиться: это он, премьер, не понимает элементарного. А уж совсем прижало — ладно уж, хороший царь, отдает кровопийцу-премьера на политическое растерзание то ли народу, то ли боярам (кто сильнее будет требовать), или тем и другим вместе.
Наконец, третье, потаенное и чуть лирическое. Премьер в некоторых обстоятельствах может стать преемником. Рано или поздно любому, в том числе нынешнему губернатору придется уйти, завершить свою работу в этом качестве. И что дальше? Не только (и даже не столько) в смысле продолжения курса, но и в плане гарантий спокойного существования экс-губернатора. Для руководителей-«варягов» этот вопрос неактуален: ну сняли, ну уехал. А если губернатор из местных, да и основной его бизнес здесь? И тут премьер в качестве сменщика как нельзя кстати. Может, он слегка и скорректирует прежний курс, но вряд ли станет «гнобить» своего бывшего шефа. Кстати, в Иркутской области такой преемственности, в отличие от множества других регионов, до сих пор не было: на смену каждому из губернаторов, начиная с Ножикова, приходил человек, никогда не работавший у него в прямом подчинении. А тут — «второй человек», альтер эго первого. Да и логично — как руководить регионом знает «от» и «до». Вроде бы само собой — кто, если не он?
Теперь об очевидных минусах. Это неизбежное взаимодублирование части полномочий губернатора и премьера, особенно на первых порах — а если «не покатит», то и в дальнейшем. Это все же рассредоточение власти, ее частичное утекание из рук губернатора. Местная знать в Прибайкалье привыкла к единоначалию — а тут премьер. Может, все-таки обратить на него отдельное внимание? Тем более — а если и впрямь будет преемником Первого? Эх, не прогадать бы, но на всякий случай тропинка в кабинет председателя правительства должна пролегать не только через кабинет губернатора, но и — совершенно секретно! — в обход оного.
А теперь еще раз о перелете. По большому счету, разделить должности, последовав примеру чуть ли не половины российских регионов, нужно было чуть раньше. Теперь же, в условиях нарастания числа и масштаба управленческих ошибок, которые допускает губернатор Сергей Ерощенко, и параллельно, на фоне подготовки нынешнего главы региона к проведению выборов по его избранию, предложение разделить посты воспринимается как попытка главы региона хотя бы частично уйти от политической ответственности, как ловкий предвыборный ход, а не системное, стратегическое решение исключительно в интересах Иркутской области.