Грандиозные планы региональной власти по переустройству Иркутского аэропорта вызывают еще один, но очень серьезный вопрос: а как они, эти планы, стыкуются с макроэкономической ситуацией в стране? Проще говоря — на дворе кризис, но областное правительство ведет себя так, будто вокруг экономический бум. Или в «сером доме» полагают, что это кратковременные, мимолетные трудности — на месяц–два–три?
Между тем, даже министр финансов Антон Силуанов — очень даже правяще-официальное лицо — уже недосчитал в бюджете 2015 года два с половиной триллиона рублей доходов в сравнении с принятым законом. А это означает промышленный спад примерно на 5 процентов. Заметим, при условии, что нефть не упадет ниже 48 долларов за баррель. Если упадет (а она уже упала), то ситуация будет еще хуже. Что уж говорить о прогнозах от не вполне лояльных правительству экономистов и политологов...
Что сие означает для мега-проекта «Иркутский международный аэропорт» в областном исполнении? Множество, мягко говоря, проблем. Кто и на каких условиях станет инвестировать десятки миллиардов рублей в условиях значительного падения биржевых котировок российских ценных бумаг и дальнейшего ослабления национальной валюты? А как быть с ростом цен, высокой инфляцией и падением покупательной способности населения? Понадобится ли Иркутску в ближайшие годы аэропорт пропускной способностью три миллиона пассажиров в год? Откуда их столько возьмется, если в ближайшее время очевидной будет тенденция снижения пассажирских авиаперевозок по магистральным авиалиниям? Или, опять же, надежда, что такой тренд — на короткий период времени? А если на длительный, тем более что предпосылки к этому имеются?
Возникает ощущение явной несвоевременности «аэропортовской затеи» со стратегической точки зрения. Тем более что, как уже сказано, наращивать мощности авиаузла, находящегося в черте города — значит, идти против общепринятых норм и правил. Так в развитых странах, да и в большинстве других регионов России не делают.
Правда, логика главы государства и федерального правительства вполне объяснима: денег на развитие Иркутского аэропорта за счет федерального бюджета в ближайшее время не предвидится. Тем более что в условиях экономического кризиса и при учете удовлетворительного состояния и прибыльности воздушной гавани Иркутска такая задача — явно не приоритетная. Аэропорт интересует губернатора Сергея Ерощенко? Ну что ж, пусть позанимается, а мы посмотрим, что получится.
Однако в условиях кризиса получится наверняка не очень, но... Очень важное «но»: самой по себе передачи Иркутского аэропорта в областную собственность вполне достаточно, чтобы сделать успешный бизнес в интересах, возможно, небольшой группы лиц. Мало ли какие задумки можно реализовать, используя имущественный комплекс авиаузла. И при этом вообще не обязательно совершать стратегический прорыв, который подразумевается в президентском указе. Нет, вполне земные, обыденные инициативы. А что? Своя рука — владыка.