Если коротко назвать главный, а по большому счету — единственный, инструмент (он же — главный аргумент) предвыборной кампании врио губернатора Иркутской области, то это административный ресурс. Даже финансовые возможности, а попросту — деньги, отступают на второй план, тем более что этих самых денег на собственные выборы Сергей Ерощенко немало сэкономил как раз благодаря административному ресурсу. Нет, не бюджетных, конечно — ими-то как раз команда губернатора во многом и платит, благодаря — опять-таки! — административному ресурсу. А личных, собственных, частных. В общем, как говорится, хорошо устроился.
С другой стороны, административный ресурс — штука чрезвычайно эффективная. Во всяком случае, в Иркутской области 2015 года. Взмахнул «административной метлой» — и твоего конкурента для большинства избирателей не видать и не слыхать, как будто его и не существует. Да, разборчивые, политически «продвинутые» избиратели найдут альтернативу сами. Но — для этого нужно искать, а большинству избирателей по вполне уважительным причинам не до политических поисков. Для них все проще и, одновременно, печальнее: пришел домой с работы, включил местные госканалы телевидения — там только Ерощенко, вышел на улицу — там рекламные щиты только Ерощенко, открыл предвыборную газету — там только за Ерощенко. Вот и формируется атмосфера если не любви, то безысходности: «Всё решено!», «Кто, если не он?», «Других вариантов нет». Как говорилось в знаменитом кинофильме, и куды ж бедному крестьянину податься?
Крестьяне упомянуты не случайно, так как атмосфера «всеобщего одобрямса» навязана, прежде всего, селянам и жителям поселков и малых городов. В крупных городах ситуация не сказать, что диаметрально противоположная, но все же иная, слегка ближе к стандартам XXI века. Не случайно основной опорой предвыборный штаб Ерощенко считает именно село, где работает над повышением явки на избирательные участки, а не город, где активность избирателей, напротив, подавляется, причем не топорно, а завуалировано, косвенными методами.
Вернемся, однако, к административному ресурсу. Это оружие областной власти заслуживает внимательного, системного изучения, в том числе для дальнейшей работы над противоядием. И демагогия о «непочтении к институтам государственной власти» или, тем более, «разрушительных настроениях» не имеет ничего общего с действительностью. Речь как раз о необходимости преодоления тяжкого недуга, которым больна областная власть, о создании в обществе атмосферы, в которой возможна свободная конкуренция, сопоставление различных точек зрения, широкий доступ населения к альтернативным источникам массовой информации. И, наоборот, станет невозможным использование административного ресурса в общественно-политической сфере, да и по многим, прежде всего — системным, «нечрезвычайным» направлениям, в экономике.
Итак, административный ресурс на губернаторских выборах 2015 года в Иркутской области. Его, как, впрочем, и в других регионах России, можно разделить на три части, в то же время тесно взаимосвязанные между собой, и главное — имеющие один центр управления: врио губернатор Сергей Ерощенко и его ближайшее окружение.
Деваться некуда, ну не коллективный же заговор и бунт устраивать. На такое нынешний состав муниципальных начальников едва ли решится. Хотя, в общем, непонятно, зачем им вообще нужен Ерощенко с его стилем управления. Но деваться некуда — Хозяин в совершенстве освоил метод кнута и пряника, а также модифицированное правило «разделяй, запугай, заставляй и властвуй». Так что деваться некуда — и хотя искреннего энтузиазма у мэров не наблюдается (а с чего ему быть?), но... на лице приклеенная улыбка, включен речевой моторчик под названием «Кто, если не он?!» и — понеслось!
Значит, так. Первое — чтобы никаких там встреч никаких левченок с никаким народом. Здесь выдумка мотивации, почему кандидат в губернаторы, он же депутат Государственной думы, не может пообщаться с избирателями в подконтрольных мэру помещениях, не знает границ: «Нет электричества», «Закрыто на ремонт», «Дети смотрят анимационный фильм, но нельзя будет и после фильма», «Прорвало канализацию», «Такие встречи не предусмотрены регламентом чего-то там», «Из-за угрозы жизни детей», «Из-за террористической угрозы» и т.д. и т.п. Но все рекорды в номинации «Нарочно не придумаешь» побила городская администрация Зимы. Не допустив встречи Сергея Левченко с избирателями в местном ДК, она сумела оперативно воспрепятствовать и общению на площади, прилегающей к зданию. Предлог снгосшибательный: сейчас здесь начнутся работы по установке городской Новогодней елки. Для убедительности даже подогнали технику. Во как! Установка Новогодней елки... 8 сентября!
Стыд, позор, безобразие, абсурд, идиотизм — какие слова ни скажи, будет слишком мягким. Остаются только нецензурные. Но врио губернатора, очевидно, не интересует качество избирательной кампании, всякие там" кто что подумает или кто что скажет«. Главное — остаться у власти, так что морализаторство здесь не поможет. Не на тех напали, эти «пережитки» давно в прошлом.
Печально и то, что к муниципальному начальству примкнули и, например, ректоры некоторых вузов. Скажем, ректор ИГУ Александр Аргучинцев или ректор БрГУ Сергей Белокобыльский, тоже не допустившие в стенах вверенных им учреждений встреч своих преподавателей и студентов с «неудобным» кандидатом в губернаторы. А ведь оба — интеллектуально рафинированные люди, часто ездят по заграницам и считают себя приверженцами, более того — знатоками и ценителями демократических процедур. Или это «выездная модель», не более того? Ладно, проехали...
В обязанностях мэров — не только блокировка нежелательных для Ерощенко контактов Левченко с народом. Не менее важна и так называемая «работа с местными избирательными комиссиями». Простор и возможности для административного ресурса тут не меньше, чем на других направлениях. Но здесь не должно быть утечек информации, публичных выбросов даже в виде экзотических заявлений об отключении электричества и канализации, встрече Нового года и проведении Масленицы. Шито-крыто... главное — официальная отчетность: проголосовали «как надо».
Ну и по мелочи: «застроить» местных учителей, врачей, коммунальные службы. Не забыть и про местный бизнес: «Вам ведь, ребята, в этой деревне и дальше жить, работать, кормить семью. Здесь не Иркутск, вы у меня все на виду. Так что давайте договоримся по-хорошему». Средневековье возвращается... Так что, сомнения в сторону, унынию — не место, на выборы, как на праздник, — марш!
Если ближе к иркутским выборам 2015 года, то картина примерно такая. Руководство одного из правоохранительных ведомств регионального калибра умудрилось спрятать от всеобщего обозрения даже предписание от своего федерального руководства возбудить три уголовных дела, касающихся деятельности врио губернатора и правительства Иркутской области и провести по этим делам тщательное расследование. Зато о потенциально куда меньших нарушениях на предприятии, которым руководит родственник другого кандидата в губернаторы, объявляет во всеуслышание и с заметным энтузиазмом.
Руководство другого правоохранительного ведомства действует, вроде бы, сбалансированнее, осторожнее, но тоже со странностями. У одного (того же самого!) из кандидатов по ночам, один за другим, исчезают все 30 баннеров (рекламных щитов), размещенных в различных городах Иркутской области. Пострадавшая сторона написала соответствующие заявления в правоохранительное ведомство и... ведомство ищет и не может найти виновных до сих пор. 30 (тридцать!) щитов — между прочим, имущество, размещенное в полном соответствии с законом — исчезли, а виновных нет! Если уважаемому ведомству не под силу столь «сложные» расследования, то чего ожидать в куда более серьезных случаях? Или не находят потому что не дано приказа найти, а найти — раз плюнуть, точнее — даже особо искать не придется?
Или вот выносит избирательная комиссия решение о незаконности одной из газет, нацеленной против врио губернатора и пресечении распространения тиража. Сотрудники ведомства изымают. А выносит та же комиссия пару таких же решений относительно газет, направленных против другого кандидата и... Что? Да ничего, распространение незаконных газет продолжается.
Известно, что уже на финише избирательной кампании врио губернатора очень не понравились некоторые издания, критикующие его деятельность. Однако избирком не откликнулся на предложение подключить правоохранительные органы к изъятию тиража потому, как там все законно. Интересно, если бы такое решение все же было принято, то правоохранительное ведомство действовало бы по-прежнему вразвалочку, или напротив — молниеносно, жестко, эффективно?
Многим читателям понятно, какие именно ведомства фигурируют в этом обзоре, однако они все же не названы преднамеренно, так как очевидно, что практически все сотрудники этих ведомств работают честно и профессионально, хотя и вынуждены по своему статусу выполнять приказы вышестоящего руководства. Проблема лишь в том, чтобы и руководители не давали втягивать себя в политические игры. Хотя бы в дальнейшем.
Для удержания информационной монополии в ход идут и более замысловатые, бюрократически-казуистические формулировки. Юридически они несостоятельны, но для доказательства в судебных инстанциях требуется время, а выборы — вот они. Тем более что судебные инстанции — еще одно совпадение — действуют иногда очень быстро, а в других случаях — поразительно медленно. А случаи эти поразительно совпадают с тем, откуда, с какой стороны, подан иск. Впрочем, о правоохранительной сфере уже говорилось...
Зато Сергей Ерощенко пребывает в телеэфире практически в неограниченных, «лошадиных» дозах. И, опять же, благодаря административному ресурсу. Не ушел в отпуск — значит, его нужно показывать как должностное лицо при исполнении служебных обязанностей. А на это в бюджете предусмотрены немалые расходы. А очень многие избиратели невольно воспринимают героя этих сюжетов на фоне предстоящих выборов. Да и как разделить? На то и расчет. Иными словами, под видом информационных сюжетов идет предвыборная агитация за одного из кандидатов, причем за государственный счет. Разумеется, другие кандидаты и, прежде всего, единственный конкурент Сергея Ерощенко лишены таких возможностей напрочь.
...Разгул административного ресурса во многом обусловлен пробелами в законодательстве. Однако немало зависит и от ситуации в каждом регионе. Кто-то из губернаторов использует этот ресурс осторожно, стремясь все-таки развивать политическую конкуренцию и вообще соблюдать морально-этическое реноме: все же главе региона полагается быть личным примером для своих земляков. Кто-то, в том числе Сергей Ерощенко, действует иначе.