Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин (на фото) заявил о нарушении его прав как субъекта законодательной инициативы в Законодательном собрании Прибайкалья. На последней сессии областного парламента омбудсмен не смог внести поправки в два законопроекта о соцподдержке жителей упраздняемых поселков Согдиондон и Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района, поскольку депутаты не установили для этого положенный по закону срок — не менее 15 дней. Сейчас Валерий Лукин готовит обращение на имя председателя Заксобрания Сергея Брилки.
— Это можно будет рассматривать как прецедент. Мое обращение коснется не только неприемлемости такой практики, когда законопроект принимается и в первом, и в окончательном чтениях на одной и той же сессии, но и права внесения поправок «с голоса», которое сейчас есть не у всех субъектов законодательной инициативы, — отметил уполномоченный в беседе с корреспондентом нашего агентства.
25 июня на 27-й сессии Законодательного собрания Иркутской области рассматривались законодательные проекты о дополнительной мере соцподдержки жителей закрывающихся поселков Согдиондон и Горно-Чуйский, Мамско-Чуйского района, для которых предлагалось утвердить единовременную выплату в размере 690 тыс. 900 рублей на приобретение жилого помещения на территории Прибайкалья.
После рассмотрения и принятия законопроектов в первом чтении депутаты решили продолжить работу над ними в перерыве и после принять в окончательном чтении, против чего выступил Валерий Лукин. Он отметил, что для внесения поправок должен быть установлен срок не менее 15 дней, а принятие таких законопроектов в спешке отрицательно сказывается на их качестве, кроме того, данные законы требуют серьезной переработки.
Уполномоченный отметил, что расходы на выплату целевой субсидии гражданам, выезжающим из поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, должны осуществляться из федерального бюджета, согласно федеральному законодательству. Кроме того, это ущемляет права граждан, уже выехавших с Крайнего Севера и до сих пор не получивших субсидии.
Предвидя принятие законов вопреки его возражениям, Валерий Лукин предложил несколько поправок. Например, предусмотреть возможность расходовать выделенные денежные средства не только на покупку, но и на строительство жилья, а также учесть, что по закону гражданам из числа детей-сирот полагается не менее 33 кв. м, а людям с тяжелыми заболеваниями — дополнительные жилищные площади. Предлагаемая же субсидия рассчитана только на 20 квадратов для каждого, причем получить ее могут наниматели по договору социального найма, а собственники в проекте не упомянуты. К тому же не учтен рост цен, который произойдет к моменту выплаты субсидий.
Тем не менее после перерыва депутаты приняли оба законопроекта в окончательном чтении. Поправки, предложенные Валерием Лукиным, учтены не были. Как пояснил председатель парламентского комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин, регламент не предусматривает для омбудсмена или других членов областного правительства права на внесение предложений «с голоса», а в письменном виде уполномоченный их не предоставил.
В Согдиондоне зарегистрировано 298 человек, но фактически там проживает только 186 из них. С момента закрытия в 2008 году горно-обогатительного комбината «Мамслюда» численность населения сократилась в 20 раз, остались только те, у кого нет средств уехать. В Горно-Чуйском по документам проживает 361 житель, а по факту — 164. Переселение жителей Согдиондона обойдется областному бюджету в 205 млн 880 тыс. рублей, Горно-Чуйского — 232 млн 149 тыс. рублей.
Мера соцподдержки будет носить заявительный характер. Выплата средств гражданам, покидающим упраздняемые поселки, начнется 1 января 2016 года.